Занятие по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «У» и буквой «У. Знакомство со словом и предложением. план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему Обучение грамоте старшая группа

Конспект занятия в старшей группе (вводное занятие по обучению грамоте)

Цель: познакомить детей с «миром» Грамоты, познакомить с прописями, вовлечь их в дальнейшие занятия.

Задачи:

дети к концу занятия должны понимать и пытаться аппелировать понятиями «предложение», «слово», «точка»

учим детей правильно держать карандаш

Доброе утро, ребята. Меня зовут А.Е. и сегодня мы с вами начнем погружаться в интересный мир-город Грамота.

В городе Грамота живут необычные жители: Предложение, слово и знаки препинания.

Сегодня к нам в гости прибежал знак препинания-Точка. У нее случилась беда: она вышла из города Грамоты и забыла дорогу домой. И пока она не найдет своих друзей «Слово» и «Предложение» - она не сможет попасть домой так как они всегда вместе. Но вот беда-она так испугалась вне города, что даже забыла как выглядят ее друзья.

Давайте поможем Точке отыскать своих друзей.

А путь наш с вами будет лежать через осенний лес.

Посмотрите ребята, кто это к нам пришел? (заяц)

А что мы сейчас с вами сказали? (слово-заяц)

А давайте посмотрим, что же делает заяц?

Дети размышляют и каждый высказывается так, как он думает.(прыгает, сидит, стоит, смотрит, держит)

Вот сколько много слов мы с вами сейчас сказали! А кто сможет повторить для нашего зайца все слова вместе, которые произнес каждый из вас?

Кто-то из детей называет все слова, произнесенные другими детьми из группы.

А давайте посмотрим на нашего лесного друга внимательно глазками и скажем, а какого же он цвета? (Серого)

А сейчас что вы сказали?

Мы сказали слово-серый.

Вот столько много слов мы сейчас с вами сейчас сказали. Словом мы называем все вокруг, что нас окружает, что мы чувствуем, что происходит вокруг нас с вами, каждое слово что-то обозначает.

Чтобы к нам вернулся друг-слово, нам надо отгадать что же значат слова. Я вам буду показывать картинку, а вы будете называть что это и говорить что это обозначает.

Дождь, листопад, зонт, сапоги резиновые.

Ребята, вы большие молодцы! Смотрите, Точка вспомнила, как выглядит друг «Слово» и она смогла отыскать его в толпе.

Физминутка.

Вот и осень наступила ,посмотрите

как красиво,листья всюду шелестят

и летят,летят,летят,соберём с вами

листочки,посидим мы на пенёчке,

солнцу мило улыбнёмся,вместе за руки

возьмёмся,побежим мы по дорожке,

поднимая выше ножки,покружимся,

полетаем,дружно все мы приседаем,

вот и всё пора вставать,

нужно снова нам шагать !

На нашем пути нам встретилась загадка. Давайте отгадаем ее!

Летит, а не птица и цвет осенью меняет. Правильно, это листочек осенний.

Точка вспомнила, что друг «Предложение» собирает многих друзей «Слова» и объединяет их. Предложение состоит из слов и это должен быть не просто набор слов, а мы должны понимать о чем в нем говорится.

Давайте вспомним про наш листочек. Какой наш листочек? Из какого времени года? Осенний.

Правильно ребята. А что листочек делал в нашей загадке?

Какое предложение можно составить из трех слов, которые мы с вами назвали?

Молодцы! А смотрите сколько вариантов предложений у нас с вами получилось. Целых 3!

Листочек осенний летит.

Летит осенний листочек.

Осенний листочек летит.

Какой вывод мы с вами можем сделать? А мы с вами можем сделать вывод, что если поменять слова в предложении-его смысл не поменяется.

Смотрите, ребята, вот и друг «Точки» и «Слова» «Предложение» вернулся.

Давайте встанем из-за стола и образуем кружок. Составим с вами предложения.

Я буду называть первое слово и бросать мяч кому то из вас, вы будете называть второе слово и передавать мяч кому то еще.

Посмотрим из скольких слов у нас получится самое длинное предложение.

Игра «Предложение»

Ребята, а как вы думаете, что стоит в конце предложения. Правильно Точка! Вот зачем нам нужна точка. Чтобы мы могли отделять одно предложение от другого.

Хорошо мы провели время с друзьями. Но мы совсем забылись, что им пора домой. У вас на столе лежит листочек. Переверните листочек. Возьмите в руку простой карандаш и проведите простым карандашом к городу наших друзей. Все выполнили задание? Молодцы!

Расскажите, что мы сегодня делали. Кто к нам приходил? Что такое слово? Что такое предложение? Зачем нам нужна точка?

Занятие окончено.

Оксана Быкова
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со страной звуков»

Конспект

непосредственно – образовательной деятельности

по подготовке к обучению грамоте

в старшей группе

Тема: «Знакомство со Страной Звуков»

Программное содержание:

познакомить детей с понятием «звук», с помощью чего произносятся звуки;

дать понятие «длинных» и «коротких» слов, учить различать «длинные» и «короткие» слова;

развивать речь, фантазию, память, умение доказывать свою точку зрения;

воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в группе, слушать товарищей.

Методические приёмы: наблюдение, сюрпризный момент, показ, объяснение, вопросы, дидактическая игра, игровое упражнение.

Материал: картинки персонажей Лисёнок, Ёжик, Мудрая Сова, тетради «По дороге к Азбуке», «Наши прописи», картинки – линейка длинная зелёная, короткая красная, зубы, язык, рот, щёки, аудиозапись – тиканье часов, пение птиц, машина, предметы - ремень, шарф, указка, матрешка, клей, спичка, ветка.

1. Эмоциональный настрой

Дети стоят на ковре в кругу.

Я в друзьях души не чаю,

Я друзей своих встречаю.

Каждый руку мне пожмёт,

Каждый мне привет пошлёт.

2. Сюрпризный момент, создание проблемной ситуации

Ребята, к нам пришли гости – это Ёжик, Лисёнок и Мудрая Сова. И они предлагают нам отправиться в большое путешествие в страну Азбуку, в которой живут буквы. Но путь в страну Азбуку лежит через страну звуков. Эта страна невидимая, но она окружает нас повсюду, потому что звуки есть везде, их нельзя увидеть. Их можно только услышать или произнести.

Закройте глаза и прислушайтесь. Какие звуки вы услышали? (аудиозапись звук машины, пение птиц, тиканье часов)

Всё что вы сейчас услышали – это и есть звуки.

Итак, отправляемся в страну Азбуку через страну Звуков.

Угадайте на чём мы поедем?

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга зацепились

И помчались в путь далёк,

Лишь оставили дымок. (Поезд)

Что это? (Это поезд.)

Пора занимать свои места в вагончиках. Ёжик, Лисёнок и Мудрая Сова уже уселись.

Подудите, как паровозик. (Ту-ту)

Как стучат вагончики? (Чух-чух-чух)

3. Станция «Звуки»

Мы прибыли на станцию «Звуки». Пройдите к своим тетрадям. Откройте тетрадь на первой странице и скажите, кого увидели Ёжик и Лисёнок?

Лисёнок решил проверить, действительно ли они оказались в стране Звуков. По совету Мудрой Совы он закрыл глаза и прислушался. Какие звуки он услышал? (Он услышал кар, ме, гав, кукареку, му, игого)

Можно ли всё, что вы произнесли назвать звуками? (Можно)

Это значит, что мы уже попали в страну Звуков.

Речевая игра

Ребята, Ёжик хочет с вами поиграть и предлагает вместе сочинить стихотворение.

Воспитатель: Подпевает козлик мне:

Дети: Бе-бе!

Воспитатель: Лает пёсик, хвост задрав:

Дети: Гав-гав!

Воспитатель: А петух мне на бегу

Прокричал….

Дети: Кукареку!

Воспитатель: А котёнок пискнул:

Дети: Мяу!

Какие звуки вы произнесли?

Эти звуки издают животные. А люди издают звуки речи. Из них получаются слова. Мудрая Сова хочет вам что-то сказать. Оказывается, звуки речи возникают во рту.

Что находится во рту у каждого из вас? (Зубы, язык)

А если мы закроем рот, что мешает нам увидеть зубы и язык? (Губы и щёки)

Попробуйте закрыть рот и сказать «Здравствуйте», не открывая рта.

Получилось? Можно ли разговаривать без помощи губ, языка, щёк и зубов?

Игра «Отгадай загадку»

Когда мы едим - они работают,

Когда не едим – они отдыхают.

Не будем их чистить –

Они заболят. (Зубы)

Посильней ты их раздуй,

На горячее подуй. (Щёки)

Всегда он в работе,

Когда мы говорим,

А отдыхает,

Когда мы спим. (Язык)

Длинные и короткие предметы

Мудрая Сова вручила Ёжику и Лисёнку две линейки. Это одинаковые линейки? (Зелёная – длинная, красная – короткая)

Ёжику и Лисёнку надо разложить предметы на длинные и короткие. Поможем? (ремень, шарф, указка, матрешка, клей, спичка, ветка)

Молодцы, вы помогли Ёжику и Лисёнку справиться с испытанием.

Длинные и короткие слова

Ребята, Мудрая Сова хочет открыть вам секрет. Оказывается, слова, как и предметы, бывают длинные и короткие. В длинных словах много звуков, поэтому они произносятся долго. Например: те-ле-ви-зор. А в коротких словах мало звуков. Эти слова произносятся коротко. Например: дом.

Бывает так, что длинные предметы называются длинным словом. Э-лек-трич-ка. Бывает и наоборот: длинный предмет – коротким словом, а короткий – длинным.

Давайте и мы поиграем в слова. (С мячом)

Я буду называть слова. А вы скажите, длинные они или короткие:

Круг, вос-пи-та-тель-ни-ца, дым, вен-ти-ля-тор, сад, те-ле-фон, соль.

Какие вы молодцы, Ёжик и Лисёнок говорят вам спасибо.

4. Рефлексия

Но наше путешествие закончилось. Давайте скажем «До свидания» Ёжику, Лисёнку и Мудрой Сове. Садимся на поезд и возвращаемся в группу.

С кем мы сегодня познакомились?

В какой стране мы сегодня очутились?

Вам понравилось на занятии?

Что вам понравилось?

Спасибо за участие.

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

День открытых дверей. Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок» Цель: обобщить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте в старшей группе. Задачи: образовательная.

Итоговое НОД по подготовке детей обучению грамоте в подготовительной группе «Грамотеи» Администрация Новоузенского муниципального района Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Дружба» г. Новоузенска.

Конспект НОД по обучению грамоте на тему: «Дифференциация звуков [к] - [г]» Программные задачи: 1) Коррекционно-образовательные: Закреплять.

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Дифференциация звуков [Г], [К]» Цель: формировать умение различать близкие по акустико-артикуляционным признакам звонкие и глухие согласные звуки [Г-К] в слогах, словах.

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе «Приключение в лесной школе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка» - детский сад № 51 «Родничок» первой категории, с. Кагальник,.

Ольга Полуэктова
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Слово на ладошке»

ЦЕЛЬ : Закрепление пройденного.

ЗАДАЧИ :

1. Образовательные.

Закрепить умение называть слова по заданной теме ;

Закрепить умение использовать в речи предлоги и придумывать с ними слова ;

Обогащать словарь детей ;

Закрепить умение проводить звуковой анализ слова ;

Продолжать учить детей вычленять словесное ударение , определять его место в слове ;

Закреплять знание о слоге, как части слова ;

Продолжать учить работать в тетрадях в узкую линейку.

2. Развивающие.

Развивать мышление, речь, внимание;

Развивать память;

Развивать мелкую моторику рук.

3. Воспитательные.

Воспитывать любовь к родному языку;

Воспитывать культуру общения, аккуратность.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ :

Игра «Слово на ладошке » ;

Игра «Разбери слово » ;

Пальчиковая гимнастика.

Игра «Дорисуй»

МАТЕРИАЛ :

Воздушный шар;

Картинка – гуси;

Домики-слова , круги-звуки, полоски-ударение;

Тетради, карандаши.

СЛОВАРЬ : воздушный, невесомый, шаловливый, звуки, гласные, твердые согласные, мягкие согласные, ударение, ударный звук, безударный звук, слоги, широкая строка, узкая строка.

ИНТЕГРАЦИЯ :

1. Образовательная область «Здоровье» - правильная посадка за столом; одежда.

2. Образовательная область «Физическая культура» - физкультминутка и пальчиковая гимнастика.

3. Образовательная область «Социализация» - выполняют действия в коллективе, умеют советоваться друг с другом, прислушиваться к мнению другого.

4. Образовательная область «Труд» - выполняют различные действия по уходу за своим рабочим местом.

5. Образовательная область «Безопасность»

6. Образовательная область «Коммуникация» - участие в беседе, оценка ответов сверстников.

7. Образовательная область «Художественное творчество» - рисование в тетрадях.

Ход ЗАНЯТИЯ.

I. Организационный момент.

Игра «Слово на ладошке » .

Воспитатель : Ребята, вы уже знаете, что все предметы, которые нас окружают, мы называем … (словами ) .

Я найду слова везде

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке.

Вы не слышали такого?

Не беда! Играем в слово !

Давайте поищем слова в лесу и сложим их в корзинку.

(Воспитатель предлагает корзинку детям, они «складывают» - называют слова , которые встречаются в лесу.)

II. Основная часть.

1. Словесные игры на развитие речи

Воспитатель : Слова и вправду можно найти везде. Недаром в народе родилась такая загадка : «Не лёд, а ко всему льнёт» . Что это? (слово ) . Как вы думаете, в нашей группе можно найти такой предмет, который никак не называется?

Всему название дано :

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным–полно,

А безымянных нету.

Помогите мне назвать разные слова . (Дети по-очереди читают строки из стихотворения «Какие бывают слова » ).

Есть сладкое слово – конфета ,

Есть быстрое слово – ракета ,

Есть кислое слово – лимон ,

Есть слово с окошком – вагон ,

Есть слово колючее – ежик ,

Есть слово промокшее – дождик ,

Есть слово упрямое – цель ,

Есть слово колючее – ель ,

Есть книжное слово – страница ,

Есть слово лесное – синица ,

Есть слово пушистое – снег ,

Есть слово веселое – смех .

Воспитатель : А сейчас, закройте глаза, и перед вами появится предмет, которого в нашей группе нет (достает воздушный шар) . Он какой? (Воздушный, голубой, легкий, невесомый, большой, прозрачный) .

Какие слова могут лететь , как этот шарик, прыгать, светить?

Ребенок берет шарик :

Шар воздушный, шаловливый,

Непослушный и строптивый

Вместе с ветром убежал,

А куда - нам не сказал.

Воспитатель указывает, что надо сделать, ребенок выполняет действия : шар опустился на стол, на стул, под стол, под шкаф. Вешает шар на гвоздик.

Воспитатель : Куда опускался шар? Назовите свои слова с маленькими словами на и под .

2. Звуковой анализ слова , постановка ударения.

(Дети садятся за столы.)

Воспитатель : мы называли много слов , но у нас в гостях только одно. Угадайте, какое :

Перед ними синий пруд.

Хорошо им будет тут.

Прямо с ходу лезут в воду,

Лезут в воду – и плывут. (гуси)

Правильно, мы будем разбирать слово «гуси» . Из чего оно состоит? (из звуков) . Вспомним, какие бывают звуки (гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, каким цветом они обозначаются? (гласные – красным, твердые согласные – синим, мягкие согласные – зеленым.) Сколько звуков живут в этом домике-слове ? (четыре звука)

У доски 4-ро детей проводят звуковой анализ слова :

1-ый ребенок : Первый звук в этом слове «г» . он твердый согласный. Закрываем окошко синей шторкой.

2-ой ребенок : Второй звук в этом слове – «у» . он гласный. Закрываю второе окно красной шторкой.

3-ий ребенок : Третий звук в этом слове - «сь» . Он мягкий согласный. Закрываю третье окно зеленой шторкой.

4-ый ребенок : Четвертый звук в этом слове – «и» . Он гласный. Закрываю последнее окошко красной шторкой.

Воспитатель : Назовите гласные звуки в слове «гуси» . Сколько слогов в этом слове ? Какие? Найдите ударный слог, произнесите слово с ударением . Назовите ударный гласный звук. Как назовем другой гласный звук? (безударный)

(Чтение слова с ударением , перестановка ударения. Выбор правильного произношения).

3. Физкультминутка.

Веселый каблучок.

Мы за ручки взялись,

Кругом весело прошлись.

Веселый каблучок

Выбивает : чок да чок. (Повторять после каждого куплета) .

Эх, в присядку веселей

Мы попляшем все дружней.

Ай да пальчики у нас

Тоже все пустились в пляс.

Вот бежит, бежит вперед

Наш веселый хоровод.

Ох, устали мы плясать,

Лучше сядем отдыхать.

Каблучок мой, каблучок,

Не стучи ты чок да чок!

Дети делятся на две команды. Перед каждой командой выставляются в линейку кубики, по 8 кубиков, от кубика до кубика – шаг ребенка.

Воспитатель : В этой игре вам нужны будут длинные-предлинные слова – у кого слово окажется длиннее , тот быстрее дойдет до конца дорожки, тот и победил.

(Дети по очереди называют слова из 2 , 3 и более слогов и шагают от кубика к кубику. После игры они усаживаются за столы.

5. Пальчиковая гимнастика.

Мизинчик.

Наш мизинчик утром встал,

Безымянного поднял.

Средний пальчик потянулся,

Указательный проснулся.

Должен и большой вставать –

Братьев в садик провожать.

Кисти руки сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.

6. Работа в тетради в узкую линейку.

Обвести по контуру и продолжить рисовать воздушные шарики – овал в широкой строке и наклонная палочка в узкой строке – веревочка.

III. Итог занятия .

Понравилось ли вам играть со мной сегодня?

Что больше всего понравилось?

Какое задание было самым сложным (легким?

Кто, по вашему мнению, сегодня отвечал лучше всех?

А как ты оцениваешь свои ответы?

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Яйский детский сад «Кораблик»

РФ, 652100, Кемеровская область Яйский район, п.г.т. Яя, ул. Ленинградская,4

Контрольно-проверочная НОД по обучению грамоте в старшей группе «Радуга»

Подготовила: Табунова О. В.

П.г.т. Яя

2015-2016гг.

«Задания от гнома Грамотея»

Цель: Закрепить умения детей называть слова с заданным звуком, делить на слоги двусложные и трехсложные слова, интонационно выделять звук в слове, составлять предложения из двух слов, называть первое и второе слово в предложении, проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки.

Ход занятия:

Организационный момент: Стоя в кругу, назвать соседа ласково, протянуть руки вперед и, как «солнечные лучики» соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя солнечным лучиком.

Воспитатель: Ребята! Скажите, пожалуйста, что мы сейчас слышим? (шум за окном, тиканье часов и т.п.). А как это все можно назвать одним словом? (звуки). Правильно - звуки.

(раздается раскат грома).

Воспитатель: Ой, дети, а это что за звуки такие? (дети предполагают, что это может быть).

Воспитатель обращает внимание детей на появившегося гостя – гнома Грамотея и волшебный сундучок.

Гном: «Дорогие дети старшей группы!

Я – гном Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я пришел к вам в гости с волшебным сундучком, в котором лежит для вас подарок. Но сундучок волшебный, с семью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!

Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?

(Ответы детей)

Воспитатель: Но прежде чем начать выполнять задания гнома Грамотея, давайте разомнем язычок, чтобы говорить четко, правильно и красиво.

  1. Артикуляционная гимнастика.

«В дудку дуем ду-ду-ду,

Язычок согнем в дугу,

Язычок залез за щечки

И вернулся к прежней точке.

Покусаем язычок,

Тут же сделаем щелчок.

Наш веселый язычок

Сделал все движения

И теперь готовы мы

Двинуться в сражение».

А вот и загадки, которые приготовил нам гном Грамотей. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует, -

А сегодня вечерком

Он раскрасит наш альбом.

Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!

Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом и тетрадью.

Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорил гном Грамотей! Справимся с этим заданием - один замок откроем!

Задание №1.

Воспитатель: Помощники гнома Грамотея принесли для вас загадку

«Шагает красавица,

Легко земли касается,

Идет на поле. На реку

И по снежку, и по цветку».

Дети: Весна

После того как дети отгадали загадку, воспитатель выставляет перед ними демонстрационную картину «Весна». Прежде чем приступить к выполнению задания, давайте вспомним из чего состоят предложения? (Ответы детей). Правильно, предложения состоят из слов. А из чего состоят слова? (Ответы детей). Правильно, слова состоят из звуков. А какие звуки мы знаем? (гласные и согласные). А на какие 2 группы делятся согласные звуки? (На твердые и мягкие). Каким цветом мы обозначаем твердые и мягкие звуки? (синим и зеленым). Молодцы ребята, теперь можно приступать к выполнению задания.

Какое время года изображено на картине?

Составьте по картине короткие предложения

(На примере одного из предложений посчитать, сколько слов в предложении и записать схему на доске). А весной люди получают сок из берез – березовый.

Разобрать по составу слово «сок».

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!

(Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)

Воспитатель: Вот ещё одна загадка от гнома Грамотея:

Посмотрите, дом стоит,

До краёв водой налит,

Без окошек, но не мрачный,

С четырёх сторон прозрачный.

В этом домике жильцы –

Все умелые пловцы.

(Аквариум)

(Дети достают ключ, он находится возле аквариума)

Задание №2.

Воспитатель: Вот и второе задание с ключом: «Утка с курицей пришли для того, чтобы мы разрешили их спор – чье название длиннее. Ребята. Как определить, какое слово длиннее: утка или курица? (Посчитать слоги).

Дети по слогам произносят слова: «ут-ка», «ку-ри-ца», считают слоги, сравнивают и делают вывод.

Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?

Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».

Физминутка:

Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,

Раз – нагнулся, Ключик так и не нашёл.

Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,

Три – нагнулся. Надо на носочки встать.

(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)

Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!

(Находят второй ключ, выполняют второе задание./

Задание №3.

Воспитатель: А задание такое: надо найти место, где находится звук. А где может находиться звук в слове?

Дети: (В начале, середине и конце слова)

Воспитатель показывает картинки, а дети на местах определяют позицию звука в слове.

(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)

Воспитатель : Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:

Задание №4.

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеётся тоже.

Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)

Надо закончить предложение словом, которое начинается на звук «з».

1. В зоопарке покрасили (забор).

2. По полю бегал трусливый (заяц).

3. На ворота повесили (замок).

4. У Зины белоснежные (зубы).

5. Зоя раскрыла красивый (зонт).

6. Мама повесила на окна новые (занавески).

(Дети справляются с заданием, «открывают» ключом четвёртый замок).

Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:

Что за чудо – кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю,

Всё сначала начинаю.

(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)

Задание №5.

Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра!

Дидактическая игра «Скажи с числами 1,2,5» (используются карточки с изображением предметов).

Например: одна ворона, две вороны, пять ворон.

(Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» пятый замок).

Воспитатель: Вот и шестой ключ нам нужно найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет!

Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)

Задание №6.

Воспитатель: Слушайте, шестое задание!

К нам в группу прилетели птицы, а какие отгадайте:

Маленький певец лесной, лучше всех поет весной (соловей)

Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда (кукушка)

Мы в скворечнике живем, песни звонкие поем (скворцы)

Под крышей я леплю гнездо из комочков глины. Для птенчиков стелю на дно пуховую перину (ласточка)

Кто по тропочкам идет быстрыми шажками, длинным хвостиком трясет, догадайтесь сами (трясогузка)

Черный, проворный, кричит: «Крак!» Червякам-враг! (грач)

У соловья звонкий голос – он звонкоголосый, у грача черные крылья – он чернокрылый, у ласточки белая грудка – она белогрудая, у трясогузки тонкий хвост – она тонкохвостая, у скворца желтый клюв – он желтоклювый, у кукушки громкий голос – она громкоголосая.

После выполнения задания дети получают шестой ключ, «вставляют» в замок.

Воспитатель: Ребята, а седьмой ключ находится вот где.

Там творим мы и рисуем,

Лепим клеим и малюем!

Дети: Это изостудия!

Воспитатель: Правильно детки!

Давайте пройдем в изостудию и узнаем следующее задание.

(дети с воспитателем проходят в изостудию и выполняют задание).

Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания гнома Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?

Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! И, как говорится в народе: «Сова – умная голова». Вот таких сов гном Грамотей хочет подарить вам на память, так как вы действительно достойны такой награды! (Дети награждаются шапочками магистров).


Описание материала : Предлагаю вам конспект организованной учебной деятельности детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Гласные звуки “А”, ”У”, “О”». На данном итоговом занятий закрепляются представления детей о понятиях «звук», «буква», «слово», формируются знания о гласных звуках “А”, ”У”, “О” и их буквенном обозначений. Конспект занятия будет полезен воспитателям старшей группы ДОУ.

Область:

Коммуникация.

Подобласть:

Основы грамоты и письма.

Тема: Закрепление пройденного материала.

Билингвальный компонент:

Кукла - куыршак, лук - пияз, огурец - кияр, морковь - сабиз, помидор - кызганак.

Программное содержание:

Закреплять знания детей о гласных звуках («А», «У», «О») и их буквенном и условном обозначении - красный квадрат. Тренировать в умении определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова); самостоятельно придумывать слова, находить заданные буквы в алфавите, с помощью слияния 2-х звуков, соединять их в слова «ау», «уа». Закреплять представление детей о понятиях: «звук», «буква», «слово». Продолжать учить детей делить слова на слоги, находить ударный звук, выделяя его голосом.

Развивать звуковую культуру речи, фонематический слух.

Воспитывать доброжелательность, чувство благодарности.

Оборудование и материал:

3 красных квадрата, печатные буквы «А», «О», «У», предметные картинки, овощи-муляжи, 3 тарелочки, обручи, домик, кукла, детское домино. Шнурки, цветные карандаши, руль, алфавит, карточки-схемы, звуковой молоточек.

Ход занятия.

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

Не надо звать, не надо ждать,

Распределяются роли: кондуктор, контролер и шофер. Кондуктор раздает билеты с изображением букв «А», «У», «О». Каждому пассажиру нужно найти свой стульчик (с такой же буквой). Контролер проверяет, правильно ли заняты места. Шофер занимает свое место.

Воспитатель:

В путешествии нам поможет карта маршрута. Посмотрите, что это (алфавит)? Чтобы узнать первую остановку нашего маршрута, назовите первый звук в слове «Автобус». Найдите эту букву в алфавите, которая обозначает данный звук. Отправляемся в путь. Звучит песня «Мы в автобусе сидим». Дети имитируют движения, подпевают.

Первая остановка.

Воспитатель:

Чей это домик? Какой буквы? Какого он цвета (красного)? Почему?

Два столбца наискосок,

А между ними поясок

(буква «А»)

Из домика появляется буква «А». Дети протягивают звук. Какой это звук (гласный)? Нужно выполнить задание, которое нам приготовила буква.

Игра «Где живет звук?»

Дети находят поочередно фрукты на картинках, в названии которых слышат звук «А» в начале слова, в середине, и в конце (апельсин, банан, груша).

Что вы видите в корзинке (овощи)? Нам нужно выполнить следующее задание:

Игровое упражнение: «Разложи овощи по тарелочкам» (в зависимости от слогов: 1 слог, 2 слога, 3 слога).

Дети выкладывают овощи по тарелочкам.

Сколько овощей в каждой тарелочке? Другие дети проверяют с помощью хлопков. Назовите овощи на казахском языке (лук - пияз, огурец - кияр, морковь - сабиз, помидор - кызганак). Букве «А» понравилось, как мы выполнили задание, и она дает нам эти гостинцы с собой в детский сад. Мы угостим других ребят.

Дети идут к автобусу.

Воспитатель:

Пушистая вата плывет куда-то (облако).

Назовите первый звук в слове. Найдите эту букву на нашей карте. Занимаем свои места, едем дальше. Звучит музыка.

Вторая остановка.

Воспитатель:

Домик какой буквы мы видим? Отгадайте загадку:

В старом дереве дупло

Ну, совсем как буква… («О»).

Протяните этот звук. Поймайте его (хлопок в ладоши).

Выходит буква «О». Она приготовила нам в подарок игрушки для детского сада (обруч, домик, домино-буквы).

Произнесите слова, выделяя звук «О». Где он находится в слове?

Подвижная игра «Из обруча в обруч» . Какую букву напоминает нам обруч?

Игра «В каком слове живет звук “О”». Воспитатель показывает предметные картинки и называет слова. Дети хлопают в ладоши, если в слове живет звук «О».

Буква «О» благодарит ребят за выполненные задания, дарит игрушки.

Это кто там по тропинке

Домик свой везет на спинке (улитка)?

Произнесите первый звук. Найдите букву «У» в алфавите. Дети занимают места в автобусе. Поехали дальше под музыку.

Третья остановка.

Удобная буква! Удобно в ней то,

Что можно на букву повесить пальто.

Протяните звук, поймайте его в воздухе. Выходит буква «У». Просит детей придумать слова со звуком «У» в начале, в середине, и в конце слова. Какого цвета домик у буквы «У» - почему?

Оказывается, в гости к букве «У» пришла буква «А» (буква «А» встает впереди буквы «У»). Что же получилось? Дети читают: «А-У».

Где вы слышали такие звуки (в сказках).

Показ иллюстрации к сказке «Машенька и медведь».

Буква «У» приготовила нам в подарок куклу. В слове «кукла» живет звук «У»? Как будет кукла на казахском языке?

Воспитатель читает четверостишье:

У меня есть девочка,

Звать ее Аленушка,

Девочка-припевочка,

Круглая головушка.

Целый день: «Уа, уа».

Вот и все ее слова.

Как плачет Аленушка? Давайте с помощью наших букв сложим эти звуки вместе. Дети меняют местами буквы, читают» «Уа». Буквы предлагают нам игру. Выложить из цветных шнурков и карандашей буквы.

Дети делятся на две команды. Выкладывают на ковре буквы «А», «У», из шнурков и цветных карандашей с помощью опорных точек.

Воспитатель:

Прочитайте, что получилось. Буква «У» дарит нам в подарок куклу Аленушку. А нам пора в наш детский сад. Дети едут в автобусе, звучит музыка.

Остановка «Детский сад».

В какой стране мы сегодня побывали (Буквомания)? У каких букв мы были в гостях («А», «О», «У»)? Вам понравились их подарки? Давайте мы тоже отблагодарим их. Мы сделаем для них их фотографии, обведем по точкам цветными карандашами буквы, и нарисуем к ним картинки. Это мы сделаем сегодня в свободное время, а затем в конвертах отправим их в страну Буквомания.

Итог, обобщение занятия.