Придаточными называются корни, которые. Корень выполняет функцию. Корень: развитие корня из зародышевого корешка, виды корней, типы корневых систем Корень развивающийся из корешка зародыша называется главным

Корень выполняет функцию

1. фотосинтеза

2. поглощения из почвы воды и минеральных веществ

3. транспирации

4. полового размножения

Мочковатая корневая система характерна для растений

2. однодольных

3. двудольных

4. моховидных

Боковые корни развиваются

1. только на главном корне

2. только на придаточных корнях

3. как на главном, так и на придаточных корнях

4. на стебле и листьях

Придаточные корни образуются на

1. главном корне

2. боковых корнях

3. главном и боковых корнях

4. стебле и листьях

Из зародышевого корешка развивается

1. придаточный корень

2. боковой корень

3. главный корень

4. корневище

Запасающие корни, сформированные из боковых и придаточных корней, называются

1. корнеплодами

2. корнеклубнями

3. корневищами

4. столонами

Корень, растущий от побега, называется

1. боковым

2. придаточным

3. главным

4. не растёт

8. Корневой клубень – это

1. видоизменённый утолщённый главный корень

2. видоизменённые побеги

3. видоизменённое основание стебля

4. видоизменённый придаточный корень

Корень обладает

а) отрицательным гелиотропизмом

б) положительным гелиотропизмом

в) положительным геотропизмом

г) отрицательным геотропизмом

Поступление воды и минеральных солей в корневые волоски обеспечивается

1. корневым давлением

2. активным транспортом

3. явлением поверхностного натяжения

4. испарением воды листьями

Главным называется корень

1. самый толстый корень

2. самый длинный

3. самый разветвленный

4. развивающийся из зародышевого корешка

В стержневой корневой системе

1. нет главного корня

2. главный корень хорошо выражен

3. несколько главных корней

4. нет боковых корней

Мочковатая корневая система образована

1. главными корнями

2. придаточными и боковыми

3. боковыми

4. придаточными корнями

Корневого чехлика нет у

2. пшеницы

4. Березы

Корневой волосок существует, как правило,

1. несколько недель

2. один вегетационный период

3. несколько дней

4. всю жизнь растения

Боковые корни отходят от главного

1. в области корневого чехлика

2. в зоне роста

3. в зоне проведения

4. боковые корни не связаны с главным

Корнеплод - это видоизменение

1. главного корня

2. боковых корней

3. придаточных корней

4. подземного побега

У моркови имеется

1. корнеклубень

2. корневище

3. клубень

4. корнеплод

Корневые клубни имеются у

1. свеклы

2. георгина

3. картофеля

4. Пшеницы

Воздушные корни характерны

1. для осок

2. злаков

3. орхидей

4. магнолий

Цепляющиеся корни характерны

1. для картофеля

2. папоротника

4. яблони

Придаточными называются корни, которые

1. развиваются из корешка зародыша

2. отрастают от побега

3. развиваются на главном корне

4. развиваются на корнях, отрастающих от стебля

Контрольная работа по теме: «Корень»

Вариант 1

Задание 1.

1. У одуванчика корневая система стержневая.
2. Главный корень развивается из корешка зародыша.
3. Темная окраска почвы зависит от наличия в ней перегноя.
4. Придаточные корни образуются не только на стеблях, но и на листьях некоторых растений.
5. Корневой чехлик покрывает всю зону роста.

Задание 2. Закончите предложения.

1. Через корень растение получает из почвы... и... .
2. Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется... .
3. Почва отличается от горных пород наличием... .
4. Корень растет в длину своей... .
5. Под чехликом находится... .

Задание 3.

1. Вода и минеральные соли поступают в растение из почвы:

а) через корни;
б) через корни и нижнюю часть стебля;
в) через корни и другие органы растения, соприкасающиеся с почвой.

2. Боковые корни развиваются:

а) только на главном корне;

в) как на главном, так и на придаточных, корнях.

3. Главный корень развивается:

а) у однолетних растений;
б) у двулетних и многолетних;
в) у двудольных растений, выросших из семян.

4. Клетки зоны деления:

а) мелкие, расположены рыхло;
б) мелкие, плотно прилегающие друг к другу;
в) крупные, округлые.

5. В результате утолщения боковых и придаточных корней развиваются:

а) клубни;
б) корневые «шишки» или корневые клубни;
в) боковые и придаточные корни не разрастаются.

Задание 4. Объяснить термины.

1. Корень.
2. Мочковая корневая система.
3. Зона деления.
4. Ризодерма.
5. Суперфосфат.

Вариант 2

Задание 1. Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.

1. У пшеницы корневая система мочковатая.
2. У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень.
3. Перегной – это отмершие и гниющие корешки, листья растений, погибшие насекомые, микроорганизмы.
4. Все, что у растения находится в почве, – это корни.
5. Клетки корневого чехлика недолговечны: одни разрушаются, а другие образуются.

Задание 2. Закончите предложения.

1. Все корни растения составляют его... .
2. На главном корне и придаточных корнях развиваются... .
3. При дыхании клетки корня поглощают..., а выделяют... .
4. Длинные, мертвые полые клетки с толстыми оболочками без поперечных перегородок называются... .
5. Поступлению воды из корня в стебель способствует... .

Задание 3. Из предложенной информации по каждому вопросу выберите те буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы.

1. У большинства однодольных растений корневая система:

а) стержневая;
б) мочковатая;
в) смешанная.

2. Придаточные корни образуются:

а) только на главном корне;
б) только на нижней части стебля;
в) как на стебле, так и на листьях.

3. Главный корень хорошо заметен в корневой системе:

а) фасоли;
б) пшеницы;
в) смородины, выросшей из черенка.

4. Культурные растения садов и огородов лучше поливать:

а) утром;
б) вечером;
в) днем.

а) покровная ткань;
б) проводящая ткань;
в) механическая ткань.

Задание 4. Объяснить термины.

1. Главный корень.
2. Почва.
3. Зона всасывания.
4. Корневое давление.
5. Корнеклубни.

Вариант 3

Задание 1. Решите, правильно или неправильно то или иное суждение. Выпишите номера правильных суждений.

1. Зона всасывания находится между зоной роста и проводящей зоной корня.
2. Боковые корни развиваются в нижней части стебля.
3. Корнеплод моркови образует разросшийся в длину и толщину главный корень.
4. Если бы в почве не было микроорганизмов, то не было бы и перегноя.
5. Корневые волоски находятся на всем протяжении корня.

Задание 2. Закончите предложения.

1. В корневой системе одуванчика хорошо выражен... .
2. Кончик корня покрыт... .
3. Зона деления корня образована тканью, которая называется....
4. У георгина, чисяка некоторые придаточные корни превращены в... .
5. При прорастании семени первым появляется... .

Задание 3. Из предложенной информации по каждому вопросу выберите те буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы.

1. У моркови, свеклы, репы развиваются:

а) все виды корней;
б) только главный корень;
в) главный и боковые корни.

2. На поставленных в воду черенках ивы, тополя развиваются:

а) главные корни;
б) боковые корни;
в) придаточные, а на них боковые корни.

3. Корневой чехлик можно увидеть:

а) невооруженным глазом;
б) с помощью лупы;
в) только с помощью микроскопа.

4. Корневые волоски живут:

а) около месяца;
б) несколько дней;
в) около суток.

5. Огородные растения нужно поливать:

а) редко и понемногу;
б) редко, но обильно;
в) часто и обильно.

Задание 4. Объяснить термины.

1. Придаточные корни.
2. Корневой чехлик.
3. Корневой волосок.
4. Удобрения.
5. Пикировка.

Вариант 4

Задание 1 . Решите, верно или неверно то или иное суждение. Выпишите номера правильных суждений.

1. На черенке тополя, поставленном в воду, развиваются придаточные корни.
2. В почве с большим содержанием песка вода и минеральные соли сохраняются лучше, чем в глинистой почве.
3. Боковые корни, в отличие от главного, не ветвятся.
4. Корневые волоски - длинные выросты клеток ризодермы.
5. Поступление в корень воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания.

Задание 2. Закончите предложения.

1. Корневая система одуванчика называется... .
2. Верхний плодородный слой земли называется... .
3. Почва обладает особым свойством, называемым... .
4. Под чехликом находится зона... .
5. В зоне проведения корня развивается ткань... .

Задание 3. Из предложенной информации по каждому вопросу выберите те буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы.

1. Боковые корни развиваются:

а) только на главном корне;
б) только на придаточных корнях;
в) как на главном, так и на придаточных корнях.

2. Корень растет в длину:

а) только верхушкой;
б) участком, отходящим от стебля;
в) верхушкой и всеми другими участками.

3. Клетки корневого чехлика:

а) живые;
б) мертвые, с толстыми оболочками;
в) наряду с живыми имеются и мертвые.

4. Корневые волоски обычно не бывают длиннее:

а) 10 мм;
б) 20 мм;
в) 30 мм.

5. Прочность и упругость корня обеспечивает:

а) покровная ткань;
б) проводящая ткань;
в) механическая ткань.

Задание 4. Объяснить термины.

1. Стержневая корневая система.
2. Зона роста.
3. Зона проведения.
4. Корнеплоды.
5. Подкормка.

Ответы

Вариант 1

Задание 1.

Задание 2.

1 – воду и минеральные соли;
2 – мочковатая;
3 – перегноя (гумуса);
4 – верхушкой;
5 – зона деления.

Задание 3.

1–а; 2–в; 3–в; 4–б; 5–б.

Задание 4.

1 – осевой вегетативный орган растения, обладающий неограниченным ростом, положительным геотропизмом, служащий для удержания растений в почве;
2 – корневая система, состоящая из придаточных и боковых корней;
3 – зона, расположенная между корневым чехликом и зоной роста, состоящая из делящихся клеток;
4 – покровная ткань в зоне всасывания;
5 – минеральное удобрение, содержащее фосфор.

Вариант 2

Задание 1.

Задание 2.

1 – корневую систему;
2 – боковые корни;
3 – кислород, углекислый газ;
4 – сосуды;
5 – корневое давление.

Задание 3.

1– б; 2– в; За; 4– б; 5– в.

Задание 4.

1 – корень, развивающийся из корешка зародыша;
2 – верхний плодородный слой земли;
3 – зона, находящаяся между зоной роста и зоной проведения;
4 – давление, благодаря которому, вода и минеральные соли поднимаются вверх по стеблю;
5 – разросшиеся боковые или придаточные корни.

Вариант 3

Задание 1.

Задание 2.

1 – главный корень;
2 – корневым чехликом;
3 – меристематической (образовательной);
4 – корнеклубни;
5 – корешок зародыша (главный корень).

Задание 3.

1–б; 2–в; 3–а; 4–а; 5–б.

Задание 4.

1 – корни, отрастающие от стеблей или листьев;
2 – колпачок из клеток, который защищает зону деления;
3 – длинный вырост наружной клетки корня в зоне всасывания;
4 – у вещества, повышающие плодородие почвы;
5 – отщипывание кончика корня при рассаживании молодых растений.

Вариант 4

Задание 1.

Задание 2.

1 – стержневой;
2 – почвой;
3 – плодородием;
4 – деления;
5 – проводящая.

Задание 3.

1–в; 2–а; 3–в; 4–а; 5–в.

Задание 4.

1 – система, образованная главным и боковыми корнями;
2 – зона, в которой клетки увеличиваются в размерах, находится между зоной деления и зоной всасывания;
3 – зона, в которой располагаются сосуды и ситовидные трубки, располагается над зоной всасывания;
4 – разросшийся главный корень;
5 – внесение удобрений во время роста и развития растений.

Спонсор публикации статьи: зоосалон «Какаду» предлагает купить товары для домашних питомцев по выгодным ценам. Если Вы держите аквариумных рыбок или желаете их завести, то посетив сайт зоосалона «Какаду», который располагается по адресу www.zooinfo.ru, Вы найдете все необходимые товары для аквариумистики . На Ваш выбор большой ассортимент аквариумов, компрессоров, фильтров для воды, кормов для рыбок, живых растений, литературы и многих других зоотоваров. Доставка и удобная система оплаты, позволят осуществить покупку, не покидая дома или офиса.

Корень - это подземный вегетативный орган растения. Корень имеет осевое строение, обладает неограниченным верхушечным рос­том. На корне отсутствуют листья, он не расчленен на узлы и междо­узлия, не несет в определенном порядке расположенных почек и об­ладает положительным геотропизмом.

Функции корня следующие: закрепление и удержание растения в почве; всасывание воды и минеральных веществ; транспорт этих ве­ществ в надземные органы растения; синтез определенных веществ - гормонов, ферментов т.д.; запасание питательных веществ (корнепло­ды); вегетативное размножение.

Зародышевый корешок, который выходит из семени при прорас­тании, превращается в главный корень. На границе между главным корнем и стеблем находится корневая шейка. Главный корень может ветвиться, при этом образуются боковые корни второго, третьего и т.д. порядков. На побеге могут развиваться придаточные корни. Со­вокупность всех корней образует корневую систему растения. В ее формировании участвуют главный, боковые и придаточные корни.

Различают два типа корневых систем: стержневую и мочковатую. Для стержневой корневой системы характерно преимущественное развитие главного корня, который длиннее и толще других корней. Она, как правило, встречается у двудольных растений. В мочковатой корневой системе главный корень не отличается - он или слабо раз­вит, или рано отмирает. Корневая система образована массой прида­точных корней. Мочковатую корневую систему имеют однодольные растения и некоторые двудольные.

Корень нарастает в длину за счет верхушечной точки роста. Она состоит из образовательной ткани, клетки которой способны к посто­янному делению. Точка роста одета корневым чехликом. Корневой чехлик образован живыми клетками, которые слущиваются и заме­щаются новыми за счет клеток точки роста. Корневой чехлик защи­щает точку роста от механических повреждений. Эта зона корня на­зывается зоной деления.

За зоной деления располагается зона растяжения, или роста. Здесь клетки растут и приобретают дефинитивные форму и размеры.

За зоной растяжения находится зона всасывания. В ней наблюда­ется дифференциация клеток на ткани. Зона всасывания снаружи не­сет эпиблему, каждая клетка которой образует корневой волосок. За эпиблемой располагается первичная кора, перицикл и центральный осевой цилиндр.

При помощи корневых волосков происходит всасывание из поч­венных растворов воды и минеральных веществ. Оболочка клеток корневых волосков тонкая - это облегчает всасывание. Почти всю клетку корневого волоска занимает крупная вакуоль, а ядро распола­гается у верхушки волоска. С ростом корня корневые волоски поги­бают, и зона всасывания образуется заново.

Четвертая зона корня - зона проведения. Ее функция - транс­порт воды и минеральных веществ в надземные органы растения и транспорт органических веществ из стебля в корень.

Первичная кора корня образована живыми клетками основной тка­ни (паренхимы) и состоит из трех слоев. Функции первичной коры - транспортная (горизонтальный перенос веществ), запасающая.

Наружный слой клеток центрального осевого цилиндра образует­ся перицикл ом. Его клетки могут делиться. В перицикл е закладыва­ются боковые корни и придаточные почки, с помощью которых осу­ществляется вегетативное размножение. Для вторичного утолщения корня служит камбий - вторичная меристема, которая закладывается в зоне проведения. Камбий обеспечивает рост корня в толщину.

Центральный осевой цилиндр состоит из разных тканей - прово­дящих, механических и основной. Участки древесины и луба череду­

ются между собой - древесина образует звезду, между лучами кото­рой находится луб. В центре корня могут находиться механическая ткань и основная. По сосудам древесины протекает транспорт воды и минеральных веществ в надземные органы растений - это восходя­щий ток. По ситовидным трубкам луба из листьев и стебля в корень оттекают органические вещества - это нисходящий ток.

Воду и минеральные вещества корень всасывает из почвы при по­мощи корневых волосков. Вода поступает в корневой волосок за счет осмоса. Затем вода проходит путь по живым клеткам первичной коры корня и попадает в сосуды древесины центрального осевого цилиндра.

Минеральные вещества всасываются корневыми волосками в результа­те пассивного или активного (с затратой энергии) транспорта через клеточную мембрану. В результате в сосудах древесины корня развива­ется повышенное осмотическое давление. При превышении осмотиче­ского давления в сосудах корня над осмотическим давлением почвен­ного раствора развивается корневое давление. Корневое давление наряду с испарением участвует в движении воды в теле растения.

Растения нормально развиваются, если в почвенном растворе обя­зательно есть азот, фосфор, сера, калий, магний, кальций и железо. Эти элементы имеют индивидуальное значение для жизни растения и по­этому не могут заменяться другими и называются макроэлементами. Для роста и развития растения необходимы также микроэлементы - бор, медь, кобальт, цинк, марганец, молибден и др. Их концентрация в почве значительно ниже, чем концентрация макроэлементов. В естест­венных биогеоценозах содержание в почве необходимых растению эле­ментов поддерживается на относительно постоянном уровне за счет круговорота веществ. В агроценозах человек часть минеральных ве­ществ забирает из почвы вместе с урожаем. Поэтому в почву сельско­хозяйственных угодий надо вносить удобрения. Удобрения подразде­ляются на органические и минеральные.

Органические удобрения: навоз, торф, птичий помет, навозная жижа, торфокомпосты и т.д. - содержат все необходимые для расте­ний питательные вещества. При внесении органических удобрений в почву попадают микроорганизмы -- бактерии, грибы. Они разлагают органические остатки и повышают плодородие почв.

Минеральные удобрения бывают азотными, калийными и фос­форными. Азотные удобрения содержат азот в форме нитратов. К ним относятся различные селитры (калиевая, натриевая и др.), хлористый 42

аммоний, мочевина. Азот нужен растениям для нормального форми­рования вегетативных органов. Калийные удобрения - хлористый калий, сульфат калия и др. влияет на рост корней, клубней, луковиц. Фосфорные удобрения - суперфосфат, фосфоритная мука и др. ус­коряют созревание плодов. Фосфор и калий повышают холодостой­кость растений.

Дыхание корня происходит в результате диффузии кислорода из почвы в ткани. Для дыхания нужны органические вещества. Они по­ступают в корень из листьев. В процессе дыхания образуется энергия, запасенная в молекулах АТФ. Энергия расходуется на рост, деление клеток, транспорт веществ, процессы синтеза и т.д. Для проникновения в почву воздуха ее надо постоянно рыхлить. Рыхление способствует и сохранению влаги в почве, поэтому его называют «сухим поливом».

Корни могут видоизменяться. Встречаются следующие типы ме­таморфозов корня.

Корнеплоды выполняют запасающую функцию у многих видов двулетних растений (морковь, свекла, репа и др.). Они имеют двойное происхождение - верхняя часть образуется из стебля, а нижняя - как утолщение главного корня. В корнеплодах откладываются крах­мал, сахар и т.д.

Корневые шишки (корневые клубни) - запасающие придаточные корни у георгина, батата, чистяка и др.

Корни прицепки имеют лазающие растения (плющ).

Втягивающие корни (у луковичных растений) служат для погру­жения луковицы в почву.

Воздушные корни образуются у растений, поселяющихся на дру­гих растениях (эпифиты), например орхидеи. Они обеспечивают рас­тению всасывание из влажного воздуха воды и минеральных веществ.

Дыхательные корни имеют растения, которые растут на заболочен­ных почвах, например американский болотный кипарис. Эти корни при­поднимаются над поверхностью почвы и снабжают подземные части растения воздухом, который поглощается через специальные отверстия.

Ходульные корни образуются у деревьев, которые растут на лито­рали тропических морей (мангры). Корни сильно ветвятся и укрепля­ют растение в зыбком грунте.

Микориза - это симбиоз корней высших растений и почвенных грибов; Растения снабжают грибы растворимыми углеводами, а грибы доставляют растению минеральные вещества.

Симбиоз между азотфиксирующими бактериями и корнями бобо­вых растений (клубеньковые бактерии) также является видоизмене­нием корней. Бактерии фиксируют атмосферный азот и переводят его в соединения, которые усваиваются растениями.

101-01. Верны ли следующие суждения о процессах роста растений?
1. У двудольных растений, выросших из черенков, развивается мочковатая корневая система.
2. От главного корня растений отрастают придаточные корни.

А) верно только 1
Б) верно только 2
В) верны оба суждения
Г) оба суждения неверны

Ответ

101-02. Какой корень называют главным?
А) сильно разветвлённый
Б) развивающийся из корешка зародыша
В) отрастающий от стебля
Г) самый длинный в корневой системе

Ответ

101-03. Какие корни называют придаточными?
А) отрастающие от стебля
Б) отрастающие от главного корня
В) развивающиеся из корешка зародыша
Г) развивающиеся на главном корне

Ответ

101-04. У срезанной ветки тополя, поставленной в воду, будут развиваться корни
А) воздушные
Б) главные
В) боковые
Г) придаточные

Ответ

101-05. Установите правильное обозначение видов корней.

А) 1 – придаточный корень, 2 – боковой корень, 3 – главный корень
Б) 1 – главный корень, 2 – придаточный корень, 3 – боковой корень
В) 1 – главный корень, 2 – боковой корень, 3 – придаточный корень
Г) 1 – боковой корень, 2 – придаточный корень, 3 – главный корень

Ответ

101-06. Главный корень развивается из
А) боковых корней
Б) зародышевого корешка
В) придаточного корня
Г) спящих почек

Ответ

101-07. В какой зоне корня находятся корневые волоски?
А) деления
Б) роста
В) всасывания
Г) проведения

Ответ

101-08. Правильная последовательность расположения зон корня вверх от корневого чехлика:
А) деления > растяжения > всасывания > проведения
Б) растяжения > деления > корневых волосков > всасывания
В) проведения > растяжения > деления > корневых волосков
Г) всасывания > проведения > деления > роста

Ответ

101-09. Чем характеризуется мочковатая корневая система?
А) развитием многочисленных придаточных корней
Б) наличием нескольких главных корней
В) отсутствием корневых волосков
Г) развитием проводящей зоны в боковых корнях

Ответ

101-10. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.


А) клубень
Б) вегетативный орган
В) корнеплод
Г) корневые волоски

Ответ

101-11. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
А) корневой чехлик
Б) флоэма
В) ксилема
Г) корневой волосок

Ответ

101-12. Рассмотрите рисунок. Что изображено на рисунке под цифрой 1?


А) придаточный корень
Б) боковой корень
В) главный корень
Г) корневой волосок

Ответ

101-13. Рассмотрите внутреннее строение корня. Какой буквой на рисунке обозначена структура, по которой происходит движение воды в стебель?


Ответ

101-14. Рассмотрите рисунок, на котором изображено строение корня. Какой цифрой на нём обозначена зона деления?

Внешнее и внутреннее строение корня в связи с его функциями. Удобрения. Видоизменения корня

Корень - это подземный вегетативный орган растения. Корень имеет осевое строение, обладает неограниченным верхушечным ростом. На корне отсутствуют листья, он не расчленен на узлы и междоузлия, не несет в определенном порядке расположенных почек и обладает положительным геотропизмом.

Функции корня следующие: закрепление и удержание растения в почве; всасывание воды и минеральных веществ; транспорт этих веществ в надземные органы растения; синтез определенных веществ - гормонов, ферментов т.д.; запасание питательных веществ (корнеплоды); вегетативное размножение.

Зародышевый корешок, который выходит из семени при прорастании, превращается в главный корень. На границе между главным корнем и стеблем находится корневая шейка. Главный корень может ветвиться, при этом образуются боковые корни второго, третьего и т.д. порядков. На побеге могут развиваться придаточные корни. Совокупность всех корней образует корневую систему растения. В ее формировании участвуют главный, боковые и придаточные корни.

Различают два типа корневых систем: стержневую и мочковатую . Для стержневой корневой системы характерно преимущественное развитие главного корня, который длиннее и толще других корней. Она, как правило, встречается у двудольных растений. В мочковатой корневой системе главный корень не отличается - он или слабо развит, или рано отмирает. Корневая система образована массой придаточных корней. Мочковатую корневую систему имеют однодольные растения и некоторые двудольные.

Корень нарастает в длину за счет верхушечной точки роста. Она состоит из образовательной ткани, клетки которой способны к постоянному делению. Точка роста одета корневым чехликом. Корневой чехлик образован живыми клетками, которые слущиваются и замещаются новыми за счет клеток точки роста. Корневой чехлик защищает точку роста от механических повреждений. Эта зона корня называется зоной деления .

За зоной деления располагается зона растяжения , или роста. Здесь клетки растут и приобретают дефинитивные форму и размеры.

За зоной растяжения находится зона всасывания . В ней наблюдается дифференциация клеток на ткани. Зона всасывания снаружи несет эпиблему , каждая клетка которой образует корневой волосок . За эпиблемой располагается первичная кора, перицикл и центральный осевой цилиндр.

При помощи корневых волосков происходит всасывание из почвенных растворов воды и минеральных веществ. Оболочка клеток корневых волосков тонкая - это облегчает всасывание. Почти всю клетку корневого волоска занимает крупная вакуоль, а ядро располагается у верхушки волоска. С ростом корня корневые волоски погибают, и зона всасывания образуется заново.

Четвертая зона корня - зона проведения . Ее функция - транспорт воды и минеральных веществ в надземные органы растения и транспорт органических веществ из стебля в корень.

Первичная кора корня образована живыми клетками основной ткани (паренхимы) и состоит из трех слоев. Функции первичной коры - транспортная (горизонтальный перенос веществ), запасающая.

Наружный слой клеток центрального осевого цилиндра образуется перициклом . Его клетки могут делиться. В перицикле закладываются боковые корни и придаточные почки, с помощью которых осуществляется вегетативное размножение. Для вторичного утолщения корня служит камбий - вторичная меристема, которая закладывается в зоне проведения. Камбий обеспечивает рост корня в толщину.

Центральный осевой цилиндр состоит из разных тканей - проводящих, механических и основной . Участки древесины и луба чередуются между собой - древесина образует звезду, между лучами которой находится луб. В центре корня могут находиться механическая ткань и основная. По сосудам древесины протекает транспорт воды и минеральных веществ в надземные органы растений - это восходящий ток. По ситовидным трубкам луба из листьев и стебля в корень оттекают органические вещества - это нисходящий ток.

Воду и минеральные вещества корень всасывает из почвы при помощи корневых волосков. Вода поступает в корневой волосок за счет осмоса. Затем вода проходит путь по живым клеткам первичной коры корня и попадает в сосуды древесины центрального осевого цилиндра. Минеральные вещества всасываются корневыми волосками в результате пассивного или активного (с затратой энергии) транспорта через клеточную мембрану. В результате в сосудах древесины корня развивается повышенное осмотическое давление. При превышении осмотического давления в сосудах корня над осмотическим давлением почвенного раствора развивается корневое давление. Корневое давление наряду с испарением участвует в движении воды в теле растения.

Растения нормально развиваются, если в почвенном растворе обязательно есть азот, фосфор, сера, калий, магний, кальций и железо. Эти элементы имеют индивидуальное значение для жизни растения и поэтому не могут заменяться другими и называются макроэлементами. Для роста и развития растения необходимы также микроэлементы - бор, медь, кобальт, цинк, марганец, молибден и др. Их концентрация в почве значительно ниже, чем концентрация макроэлементов. В естественных биогеоценозах содержание в почве необходимых растению элементов поддерживается на относительно постоянном уровне за счет круговорота веществ. В агроценозах человек часть минеральных веществ забирает из почвы вместе с урожаем. Поэтому в почву сельскохозяйственных угодий надо вносить удобрения. Удобрения подразделяются на органические и минеральные.

Органические удобрения : навоз, торф, птичий помет, навозная жижа, торфокомпосты и т.д. - содержат все необходимые для растений питательные вещества. При внесении органических удобрений в почву попадают микроорганизмы -- бактерии, грибы. Они разлагают органические остатки и повышают плодородие почв.

Минеральные удобрения бывают азотными, калийными и фосфорными. Азотные удобрения содержат азот в форме нитратов. К ним относятся различные селитры (калиевая, натриевая и др.), хлористый аммоний, мочевина. Азот нужен растениям для нормального формирования вегетативных органов. Калийные удобрения - хлористый калий, сульфат калия и др. влияет на рост корней, клубней, луковиц. Фосфорные удобрения - суперфосфат, фосфоритная мука и др. ускоряют созревание плодов. Фосфор и калий повышают холодостойкость растений.

Дыхание корня происходит в результате диффузии кислорода из почвы в ткани. Для дыхания нужны органические вещества. Они поступают в корень из листьев. В процессе дыхания образуется энергия, запасенная в молекулах АТФ. Энергия расходуется на рост, деление клеток, транспорт веществ, процессы синтеза и т.д. Для проникновения в почву воздуха ее надо постоянно рыхлить. Рыхление способствует и сохранению влаги в почве, поэтому его называют «сухим поливом».

Корни могут видоизменяться. Встречаются следующие типы метаморфозов корня.

Корнеплоды выполняют запасающую функцию у многих видов двулетних растений (морковь, свекла, репа и др.). Они имеют двойное происхождение - верхняя часть образуется из стебля, а нижняя - как утолщение главного корня. В корнеплодах откладываются крахмал, сахар и т.д.

Корневые шишки (корневые клубни) - запасающие придаточные корни у георгина, батата, чистяка и др.

Корни прицепки имеют лазающие растения (плющ).

Втягивающие корни (у луковичных растений) служат для погружения луковицы в почву.

Воздушные корни образуются у растений, поселяющихся на других растениях (эпифиты), например орхидеи. Они обеспечивают растению всасывание из влажного воздуха воды и минеральных веществ.

Дыхательные корни имеют растения, которые растут на заболоченных почвах, например американский болотный кипарис. Эти корни приподнимаются над поверхностью почвы и снабжают подземные части растения воздухом, который поглощается через специальные отверстия.

Ходульные корни образуются у деревьев, которые растут на литорали тропических морей (мангры). Корни сильно ветвятся и укрепляют растение в зыбком грунте.

Микориза - это симбиоз корней высших растений и почвенных грибов; Растения снабжают грибы растворимыми углеводами, а грибы доставляют растению минеральные вещества.

Симбиоз между азотфиксирующими бактериями и корнями бобовых растений (клубеньковые бактерии) также является видоизменением корней. Бактерии фиксируют атмосферный азот и переводят его в соединения, которые усваиваются растениями.