Основные условия, способствующие формированию у младших школьников орфографической зоркости. Анализ программ и учебников. Опознавательные признаки орфограмм как средство формирования орфографической зоркости Опознавательный признак конец слова в русском я

Орфография [от греч. оrthós - правильный и graphō - пишу] - общепринятая система правил написания слов данного языка.

Орфограмма – написание, которое соответствует правилу или проверяется по словарю. Типы орфограмм:

1) орфограмма-буква (бро шю ра, во ро бей, чу дный );

2) орфограмма-пробел (без_ устали, не_ знал, в_саду );

3) орфограмма-контакт (нап ропалую , сп росонья, на лево );

4) орфограмма-дефис (из-под, во-вторых, где-либо ).

Опознавательные признаки орфограмм:

1) шипящий [ж, ш, ч", щ"] перед гласным;

2) [ц] перед гласным;

4) шипящий [ш, ч", щ"] в конце слова;

5) глухой парный согласный [п, к, т, ф, с, ш] в конце слова;

6) стечение согласных;

7) мягкий согласный звук в середине слова;

8) [й"] в середине слова;

9) безударность в приставке, корне, суффиксе, окончании;

10) [н], [н"] перед окончанием или суффиксом;

11) элементы: из, до, с, в(во), на, за ;

12) элемент по ;

13) элементы: -то, -либо, -нибудъ, кое-, -таки, -ка ;

14) ли, бы, же ;

15) не, ни ;

16) сложность слова.

Принципы орфографии

Принципы русской орфографии:

1) морфологический(морфемный) - глас­ная проверяется ударением, а согласная -подбором слова, в ко­тором эта согласная ясно слышится (перед гласной или сонорной). Эта закономерность распространяется на все значимые части слова, например: де ревья - де рево ;

2) фонетический- написание зависит от произношения (при­ставки на -з/с- , гласная ы после приставок, чередующиеся согласные и т.д.), например: безы дейный, раз дать, рас познать ;

3) традиционный(исторический) - написание нельзя объяснить с точки зрения современного состояния языка; традиционные написания не оправданы ни фонетически, ни морфологически. Написание таких слов приходится запоминать, проверять по словарю: чувство, собака, морковь . Среди слов с традиционным написанием много заимствованных слов: беллетристика, интеллигент, аппликация .

Тема 3. Правописание гласных в корне. Правописание гласных после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне; чередующиеся гласные.

3.2. Буквы э и е в корне.

3.3. Гласные после шипящих и ц в корне.

3.4. Гласные о и ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях.

3.5. Гласные ы и и после ц.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне; чередующиеся гласные

А) Проверяемые гласные . Безударные гласные корня проверяются ударением, т.е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова: развевается (ве ́ять ) флаг развивается (разви ́тие ) промышленность;

Примечание 1 . Гласную о в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на -ывать (-ивать ): опо здать (по здний, хотя опа здывать), раскро ить (кро йка, хотя раскра ивать).

Примечание 2 . В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения: абонемент (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу); аккомпанемент, хотя аккомпанировать; ангажемент, хотя ангажировать. Ср. также аналогичное явление в составе иноязычного корня дезинфи цировать, хотя дезинфе кция. Сохраняется гласная корня в словах инъекция инъецировать, проекция - проецировать и в некоторых других.

Б) Непроверяемые безударные гласные. Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфографическому словарю: апе лляция, инте лли генция, компо новка, пе ри ферия, при ви легия, при оритет, оди озный, эста када и мн. др.

В) Чередующиеся гласные

Правописание чередующихся гласных зависит от следующих факторов:

буквы в корне буквы после корня ударения смысла
1. -лаг - – -лож - полаг ать, полож ить 2. -раст - – -рос - – -ращ - растение, росли, выращенный Искл.: отрасль, росток, ростовщик, на вырост, Ростов, Ростислав, прорость, заросток 1. -кас - – -кос - каса ться – косну ться 2. -бир а- – -бер - -мир а - – -мер - -пир а - – -пер - -дир а - – -дер - -тир а - – -тер - -стил а - – -стел - -блист а - – -блест - -жиг а - – -жег- -ина -, -им а - – -а (я)- -чит а-– -чет- Искл.: сочетание, чета, сочетать собирать – соберу блистал – блеснул, понимать -- понять выжигал - выжег без ударения 1. -гор- загорать, гореть Искл.: пригарь, выгарки, изгарь 2. -клон- наклониться 3. -твор - творец Искл.: утварь 4. -зар- заря, озарять, зарница Искл.: зоревать 1. -скак- продолжит. действие скакать 2. -мак- «погружать в жидкость» макать 3. -плав- плавники 4. -равн- «сделать одинаковым» уравнять -скоч- мгновенное действие вскочить -мок- «пропускать жидкость» промокашка непромокаемый -плов- только в словах пловец, пловчиха -ровн- «сделать ровным, гладким» подровнять, но: равнина

3.2. Буквы э и е в корне

Э Е
1. В начале иноязычных слов: эмоция, эра 2. В середине и в конце иноязычных слов после гласных а, о, у : маэстро, алоэ, дуэт (но: проект ) 3. В русских словах типа эдак, эге, эхма 4. После приставки или первой части сложных слов, оканчивающихся на согласный или и : сэкономить, трехэтажный, антиэстетический 1. В иноязычных словах после твердых согл.: адекватный, бартер, компьютер Искл.: мэр, пэр, сэр , киднэпинг, кэш-память, рэкет, рэп, тхэквон­дист, пленэр (живопись или киносъемка на открытом воздухе), а также некоторые собственные имена(Бэкон, Бэла, Улан-Удэ и др.). 2. После гласного и: пиетет, реквием Искл.: агентство Ассошиэйтед Пресс (имя собств.)

3.3. Гласные после шипящих и ц в корне

А) Гласные после шипящих. После шипящих (ж, ч, ш, щ ) не пишутся буквыя, ю, ы, а пишутся соответственноа, у, и: ча йка, проща льный, чу до, щу риться, жи р, ши ть. Искл.: брошю ра, жю ри, парашю т, пшю т, фишю и некоторые другие слова иноязычного происхождения.

Примечание .Данное правило не распространяется на иноязычные собственные имена(Жю лъ, Жю ли, Сен-Жю ст, Шы рхан, Очы , Шю кюр и т.п.),а также на сложносокращенные слова и буквенные аббревиатуры, в которых возможны любые сочетания букв (Межю рбюро и т.п.).

Б) Гласные о / ё после шипящих и ц в корне

Можно ли подобрать родственное слово с Е ?


шё пот (ше птать) шо рох, шо рты, шо тландец

шё лковый (ше лка) палаццо , скерцо , шо к, жо х

Примечание . Различай часть речи: ожё г (глагол) руку – ожо г (сущ.) руки, поджё г дом – поджо г дома, изжо га, ожо говый центр

3.4. Гласные о / ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях

Определи часть речи


Ё под ударением О без ударения Е

жжё т, жжё ный, печё м, свечо й задаче й

ночё вка, тушё нка, борцо в полотенце м

размежё вывать камышо вый плюше вый

горячо певуче

трещо тка (от сущ. треск )

НО: дирижё р (стажё р, ретушё р), учё ба, тяжё лый, никчё мный

3.5. Гласные ы и и после ц

Упражнения

1. Вставьте пропущенные безударные гласные в корнях, подбирая однокоренные слова и формы слова для проверки.

а) Впеч...тление, оч...ровать, об...ятельный, пор...звиться, погл...тить, предзн...менование, ст...родавний, об...щает, спл...ченный, ч...столюбие, просв...титель, невр...ждебный, т...инственный, выт...нуть, обозн...чать, безгр...ничный, предст...витель, препод...ватель, зам...чать, пь...нящий, см...риться, изм...рение, падч...рица, ч...рнеть, насл...ждение, тр...слись, к...стяной, к...сноязычный, перег...нять, обн...женный, ун...женный, м...тель, бр...сок, тр...скотня, беречь как з...ницу ока, об...дрять, т...готеющий, т...скать, невзн...чай, бл...год...рить, уед...ненный;

б) источник исс...кает, хирург исс...кает рану, промышленность разв...вается, флаги разв...ваются, посв...тить фонариком, посв...тить стихи, прекр...щать работу, укр...щать животных, ветер обв...вает лицо, обв...вать ствол дерева, ч...стота радиоволн, соблюдать ч...стоту, разр...дить атмосферу, разр...дить посевы, разр...дить ружье, прим...рять костюм, прим...рять поссорившихся, пос...деть от горя, пос...деть за столом, прож...вать по адресу, прож...вать хлеб, спл...тить единомышленников, запл...тить взносы, ув...дать в зеркале, ув...дать без влаги, ум...лять значение, ум...лять о помощи, осл...пительный свет, ресницы сл...паются от мороза, деревенский ст...рожил, ст...рожил склад, отв...рить окно, отв...рить рис, вып...рите в бане, вып...рите шов, прист...жная лошадь, прист...жной воротник к курте, ст...чился от времени, ст...чать клинья юбки.

2. Пользуясь этимологическим словарем или словарем иностранных слов, объясните правописание гласных, не проверяемых ударением, дайте толкования лексических значений слов.

Аб...туриент, аб...нент, аб...н...мент, ав...нсцена, авт...ритет, адр...сат, адр...сант, анг...ж...мент, ан...нимный, ант...г...низм, апл...д...сменты, ап...гей, ап...кал...псис, б...ндероль, б...тальон, б...гема, бр...вурный, бр...гантина, бук...нист, бюр...крат, в...кцина, в...нтилятор, в...ст...бюль, в...н...грет, в...зуальный, в...адук, в...кабула, в...лторна, ви...л...нчель, г...лантный, д...л...катный, д...л...тант, имп...зантный, ин...циалы, инт...ллектуальный, инф...нтильный, инц...дент, к...р...катура, к...ракуль, к...рп...ративный, комп...тентный, конс...рватория, л...к...ничный, л...п...дарный, л...гализация, л...яльность, м...гистраль, м...н...фестация, м...л...таристский, м...тивировать, мен...джм...нт, м...т...нимия, ор...нгутанг, ор...гинальный, от...лар...нголог, п...лисадник, пр...в...легированный, р...з...нанс, р...т...фикация, трад...сканция, транспл...нтация, ф...р...он.

3. Найдите заимствованные русским языком слова, к которым приводятся толкования их лексических значений в языке-основе. Образец: рыба с большой головой – кашалот (порт.). (Ответы даны вразброс в конце пособия).

Вереница верблюдов (перс.), водка (турец.), виток (лат.), действующий (лат.), целебный (греч.), заложник (араб.), согласие (фр.), восемь (лат.), проектировать (англ.), украшать (лат.), сила (греч.), горная смола (греч.), спуск, высадка (фр.), пятая сущность (лат.), ликование (лат.), труба, желоб (лат.), растирать (фр.), меньший (лат.), дворец (лат.), блуждающая (звезда) (греч.), только один (лат.), рельефное украшение (греч.), главный (лат.), список (греч.), рассадник (лат.), чистый (ит.), броня (фр.), широко (ит.), очищенный (фр.), открытый, явный (лат.), голосовой (лат.), посылка, поручение (лат.), тайна (гр.), восток (лат.), золотые яблоки (ит.), управлять (лат.), смотреть сквозь (лат.), окружность (гр.), шарик (лат.), первый, важнейший (лат.), проба (лат.), длинный стул (фр.), расколотая душа (ум) (гр.).

4. Спишите, вставляя пропущенные чередующиеся гласные, объясните правила их написания; выделите слова, не объясняемые данными правилами.

а) Выч...сть, соч...тание, зам...реть, обм...рать, заст...лать, заст...лить, наст...лить пол, расст...латься, обт...реть, перет...рать, прост...раются поля, ст...рать белье, подп...рать, подп...реть, сж...мать, соб...раться, бл...стающий, бл...стеть;

б) выг...рать, выг...рки, выг...ревший, обг...реть, изг...рь, г...релки, вым...кнуть, обм...кнуть, непром...каемый плащ, разр...статься, выр...с, р...стение, Р...стислав, Яр...слов, р...стовщик, выр...щенный, обр...стать, отр...сль, подр...стковый, пор...сль, выр...ст, з...рница, з...ревой, з...ревать на озере (встречать з...рю), оз...ряя, подск...кать, выск...чить, отск...чить, ск...чок, выск...чка, попл...вок, пл...вчиха, пл...вуны, пл...вучесть, подл...жить, распол...гать, предл...жение, предпол...гать, прик...сновение, к...сание, к...сить траву, р...внение, р...внина, р...вновесие, р...внодушие, ср...вняться, выр...вняться, пор...вняться, зар...внять, раств...риться, удовлетв...рение, утв...рь, скл...нение, кл...ниться.

5. Вставьте пропущенные буквы е или э .

По...т, ст...нд, м...рия, ад...кватный, с...р, д...нди, п...р, по...т, мену...т, рекви...м, ма...стро, тра...ктория, пиру...т, про...кт, кано..., кли...нт, силу...т, паци...нт, стату...тка, и...роглиф, ду...нья, ало..., кашн..., март...новский, пенсн..., Пу...рто-Рико, Су...цкий канал, фа...тон.

6. Определите, в какую часть слова входят орфограммы. Вставьте пропущенные буквы е/ё или о , разделив слова соотвественно на две группы.

а) Ж...сткий, иску...тве...ый ш...лк, ж...рнов, ж...ваный, ч...лн, чащ...ба, ш...фер, артиш...к, борж...ми, дж...нка, ж...х, капюш...н, молодож...н, ш...кировать, ш...ры, чеч...тка, понч..., харч..., ш...в, щ...тка, трещ...тка, печ...ный, вооруж...нный, жж...ный, ноч...вка, парч...вая скатерть, камыш...вые зар...сли, кумач...вый, плюш...вый зайч...нок, холщ...вый меш...к, мужич...нка, пастуш...к, рубаш...нка, наслаждаться пейзаж...м, борьба с саранч...й, отправиться за багаж...м, с нош...й, душ...нка, сгущ...нка, саж...нки, медвеж...нок, отреш...нность, корч...вка, скач...к, раскрепощ...нность, девч...нка, кабач...к, нож...вка, суч...к, замоч...к, размеж...вка, кольц...вать, пальц...в, конц...вка;

б) чугу...ая реш...тка, подш...рсток, ж...лудь, щ...голь, ч...рствый, ч...лка, кош...лка, трущ...ба, беч...вка, деш...вка, ч...порный, крыж...вник, тяж...лый ож...г, подж...г сарая, ож...г руку, ш...винизм, ч...боты, ш...рох, иску...ный ж...нглер, состязания борц...в, герц...г, ц...котанье, Муха-ц...котуха, глянц...вый, глянц...витый, собач...нка, тронуть пальц...м, ш...ссе, мощ...ный, смеш...н, за рубеж...м, карандаш...м, грош...вый, груш...вый, замш...вый, туш...нка, печ...нка, ж...лтый, говорить общ..., горяч..., боч...нок, копч...ности, начинить фарш...м, чесуч...вый, истощ...нный, крюш...н, сургуч...м, внуш...нный, гаш...ная известь, обольщ...нный, суш...ный, морж...вый, ситц...вый.

7. Вставьте после ц пропущенные буквы и или ы .

Ц...линдр, ц...кл, на ц...почках, ц...ник, акац...я, ц...ркуль, ц...тадель, ц...пленок, ц...клон, ц...гейка, ц...кать на собак, революц...я, ц...ган, ц...клевать, ц...нга, у львиц..., краснолиц...й, сестриц...н, провинц...альный, столиц..., классиц...зм, панц...рь, границ..., ц...новка, грац...я, ц...рюльник.

Тема 4. Правописание согласных в корне.Употребление прописных букв


Похожая информация.


КГУ «Сугатовский комплекс «Общеобразовательная средняя школа - детский сад»

Доклад на ШМО начальных классов.

Подготовила: учитель

начальных классов

Ноненмахер Л.Н.

Опознавательные признаки орфограмм.

До сих пор одним из больных мест школы остаётся не достаточная грамотность учащихся, причина которой кроется не только в трудностях русской орфографии, но и в неумении учащихся применять то или иное правило при написании слова, в неумении видеть орфограмму, мало читают, плохо развита память. Поэтому одним из главных направлений работы при обучении русскому языку считаю формирование прочных навыков грамотного письма. А поскольку любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности и является результатом многократных действий, в методике обучения орфографии серьёзное внимание уделяю изучению закономерности такой деятельности, а так же поиску путей и средств повышение эффективности обучения орфографии с учётом этих закономерностей.
В основе грамотного письма лежит аналитико-синтетическая работа. Над слогом и словом, развитие фонематического слуха, умения заменять орфограммы соответствующими буквами. Уже в начале первого класса начинается работа по обучению учащихся решению орфографических задач, при решении которых, у детей вырабатывается умение находить, видеть орфограмму в слове, определять её характер(тип орфограммы)

И находить путь решения орфографической задачи. Такие умения называются орфографической зоркостью. Они являются важнейшим, базовым умением. Если у ребёнка отсутствуют выше названные навыки, то, даже зная правило наизусть, он не применяет его там где это необходимо, что влечёт за собой орфографические ошибки.

Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращено внимание, распологают в определённой последовательности:

Письмо с проговариванием. Сначала образец проговаривания дает учитель – 1-2 слова по слогам, потом дети диктуют себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда есть желание попробовать свои силы, поговорить индивидуально.

Списывание (основа проговаривания по слогам) . Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.
АЛГОРИТМ СПИСЫВАНИЯ.

1. Прочитай слово или предложение.

2. Повтори его, не заглядывая в текст.

3. Подчеркни в слове или предложении все орфограммы

4. Прочитай предложение орфографически.

5. Повтори предложение орфографически проговаривая все звуки..

6. Закрой текст. Начинай писать диктуя по слогам (орфографически) и подчеркни орфограммы.

7. Сверь написанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

Комментированное письмо. Учащиеся не только проговаривают слова и предложения. Но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Сначала прошу комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные.

Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Сначала с учащимися разбираем правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.

Письмо под диктовку. Этот вид работы начинаю следующим образом: сначала диктую слова так, как они пишутся. Для внимания и фонематического слуха провожу игру «Эхо». Читаю слово, а дети повторяют его по слогам или шёпотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то скопировал не правильно, то предлагаю ещё раз повторить это слово всем, затем одному ученику (тому, кто ошибся),. Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо.

Письмо по памяти. Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность,

Творческие работы. Дети очень любят этот вид работы. Практика показывает, что умение детей диктовать себе по слогам, помогает им избавиться от ошибок. Дети часто спрашивают, как писать то или иное слово. Это является показателем вдумчивого отношения к работе.
Первоклассники ещё не владеют рациональным способом обнаружения орфограмм. Поэтому, прежде всего при формировании орфографической зоркости у первоклассников необходимо вооружить их знанием опознавательных признаков орфограмм. Такие признаки обычно указываются в правиле. Например, «безударные гласные», «парный согласный на конце слова» и т.д. Поэтому, когда начинаем работу над правилом,мы вместе с детьми выделяем существенные отличительные признаки орфограмм и учимся находить орфограммы по данным признакам. Приведу примеры упражнений, направленных на отработку названных умений:

1. Прочитай правило. Какие гласные нужно проверять? Почему?

2. Прочитай правило. Какие согласные нужно проверять? Когда? (в каких случаях)

Следует проверять парный звонкий и глухой согласный? Почему?

Уже в первом классе учащиеся должны научится пользоваться алгоритмом решения орфографической задачи:

АЛГОРИТМ.
1. Определи место, где возникла орфографическая задача;

2. Какой группе правил относится данная орфограмма;

3. В какой части слова находится орфограмма;

4. Установить какую букву нужно проверить: гласную или согласную;

5. Определить в слове ударение;

6. Определить проверяемая или не проверяемая орфограмма;

7. Написать слово в соответствии с правилом.

При изучении темы «Правописание безударного гласного», «Правописание парного звонкого и глухого согласного» дети вместе со мной находят необходимый способ решения орфографических задачи.

Приведу несколько видов упражнений на развитие орфографической зоркости.

1. Прочитай пословицу:

Весна красна цветами, а осень снопами. Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить. Как это сделать? Запишите предложение и выделите орфограммы.

2. Предлагаю составить предложение по сюжетной картинке на тему: «Следы на снегу»

Например: Зимой снега засыпают лес. На снегу видны следы зверей: зайца, волка, лисицы. Поставьте знаки ударения, подчеркните гласные, которые нужно проверить (запомнить).

3. Часто провожу зрительно-слуховые диктанты. На доске: В лесу под сосной нора. В этой норе живёт лиса с лисятами. Лиса хитра. Прочитайте текст. Как определить, какие гласные нужно проверять? Определите. Проверьте. Текст закрываю, дети записывают его под диктовку. В написанном тексте дети выделяют орфограммы.

4. Сколько гласных букв нужно проверить в словах берега, холода.

5. Провожу различные игры.

6.
Игра «Спрячь Ь в середину слова:»: день-деньки; пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е.

Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»: п. ля, м. ря, с. ды.
Объясни, почему вставили такие буквы.

Игра «Подбери буквы»: Красивы русские л.са! Л.са пошла по пушистому снегу. Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?

Игра «скалолазы». Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберётся до вершины: вставить пропущенные буквы:
рука… бере…
лу… моро…
зимний ле… гладкий лё…

Часто использую следующие виды работ:

- На доске пишу два слова со звонкой или глухой согласной, два слова с проверяемой безударной гласной, два слова с удвоенной согласной. Прошу выписать слова только с удвоенной согласной.

- При изучении темы «непроизносимые согласные» предлагаю детям написать по памяти пять слов с непроизносимыми согласными и обязательно подчеркнуть их..

Если ученик, написал слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчёркивать. После того как учащиеся написали пять слов по памяти, я открываю доску на которой написаны 10 слов на данную тему. Дети списывают те слова, которых у них нет, подчёркивая непроизносимые согласные. Это упражнение использую при изучении любой темы.

- Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки». На доске записываю предложения. Детям предлагаю «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала «огоньки» зажигаем на доске с помощью красных магнитов, затем учащиеся записывают предложение и проводят ту же работу у себя в тетради с помощью красного карандаша. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске.

Иногда при работе использую диктант «Проверь себя» (3-4 предложения)
Учащиеся записывают пре6дложения под диктовку, а те слова, в написании которых появились сомнения, пропускают. После диктанта дети спрашивают, как нужно написать то или иное слово, т.е. в написании которого они сомневались. И только после этого вставляют пропущенные орфограммы. В чём заключается моя помощь: предлагаю вспомнить правило, задаю вопрос или объясняю. .Но только доброжелательная обстановка даёт желаемый результат.

Если систематически использовать методику «Проверь себя», то развитие орфографической зоркости повышается до 70% - 90%.

Ещё один вид диктанта (но не контрольный) с постукиванием. Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда произношу слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму. Все выше перечисленные приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа. Самоконтроль.
Таким образом. включая в работу игровые упражнения, я активизирую познавательную активность учащихся. Прививаю интерес к предмету, воспитываю взаимовыручку. Чувство коллективизма. товарищества.

Задания для формирования орфографической зоркости подбираются достаточно разнообразные, чтобы они не надоедали детям и внимание к ним постоянно возрастало. Для этого предлагаю слова с орфограммами в более занимательной форме, через любой другой дополнительный материал. Например:

- Списывание слов с доски с пропуском букв;

- Работа в паре с последующей проверкой;

- Использование ребусов, кроссвордов, загадок, пословиц. поговорок;

Начинаю в 1 классе работу по развитию орфографической зоркости продолжаю до конца 4 класса, увеличивая её в объёме и сокращая во времени, т.к. у детей уже выработаны определённые умения и навыки.
Работа по орфографической зоркости на уроках русского языка всегда доставляет не мало хлопот учителю. Дети часто не очень охотно выполняют задания учителя, плохо запоминают правило, не проявляют интереса к уроку. Поэтому, чтобы вызвать интерес у учащихся, я использую на уроках стихотворные упражнения по орфографии. Например, при изучении правила о написании слов с большой буквы использую следующее стихотворное правило:

Имена, фамилии - Начинает буква

Клички, города – Важные слова:

Все с заглавной буквы Иванова Анна,

Пишутся всегда. Шуя и Москва.

Правописание ЖИ – ШИ
Лыжи. Мыши и ужи

Шины, ёжики, чижи,

ЖИ да ШИ. ЖИ да ШИ

С буквой И всегда пиши.

Мягкий знак – показатель мягкости.
Мягкий знак, мягкий знак,

Без него нельзя никак!

Станут «пенками» - «пеньки»,

«Уголками» - «угольки»,

Без него не написать.

Тридцать, двадцать, десять, пять

«Банька» в «банку» превратится,

Вот, что может получиться,

Вместо «шесть» получим «шест»,

Вместо «есть» получим «ест»,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.

Я убедилась, что использование таких рифмованных упражнений в сочетании с заданиями учебника, способствует более успешному овладению детьми орфографического навыка.

На уроках использую:

Орфографические пятиминутки.
Падежные окончания имён существительных.

Сколько раз твердили кошке:
Не красиво есть без ложки.

Только я вбегаю в дом.

Л.. жжет кошка языком.

Солнце брызнуло сквозь ветки,
И по снежному ковру

Вмиг рассыпались монетки,

Серебром по серебру.

Два бельчонка на опушке.
Ск..л..тили две кадушки,

Положили в бочку – м..тные л..сточки,

Кр..сную бруснику, чёрную ч..рнику,

Клали по немножку ж..лтую морошку.

Упражнения с элементами какографии.

Дарагой друк!
Пишыт тибе Пьос. Как ты жывёш?

Я лублу делать уроки.

Орфографические сказки.

Однажды гласные О и А гуляли по лесу., собирали ягоды. Вдруг они так поссорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные? Когда О и А стоят без ударения,то хочет занять место и та и другая. И тут на помощь пришёл волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударпить по гласной, как она стала слышаться ясно, и никакого сомнения в её написании не могло быть. Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником и всегда звали его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные О и А. С тех пор эти дети пишут грамотно.

В течении четырёх лет младшие школьники должны изучить достаточное количество слов, в которых имеется непроверяемая орфограмма. Особенно трудно усваивают такие слова учащиеся, у которых плохо развита зрительная память.
Приведу несколько примеров, которые помогают детям лучше запомнить непроверяемые написания.. Словарные слова вывешиваю в классном словарике, но орфограммы, которые написаны крупнее и выделены красным цветом, закрываю полосками бумаги. На каждом уроке провожу словарную работу, используя разные виды заданий. Вот некоторые из них:

1. Запись слов под диктовку. Я диктую слова, учащиеся записывают их, затем проверяют по словарю, открывая полоски бумаги.
2. Устная работа с помощью сигнальных карточек, на которых написаны гласные: А,О,И,Е,Я. Я называю слова из словаря. Дети поднимают сигнальную карточку с нужной орфограммой.

3. Предлагаю выписать из словаря слова с безударными гласными по вариантам (1 – с гласной А, 2 – с гласной О).

4. выписать слова отвечающие на вопросы кто? (что?).

5. Выписать слова в которых два слога.

6. Выписать слова на тему «Животные».

7. выборочный диктант. Читаю текст, дети должны записать словарное слово, которое встретилось.

8. Ответить на вопросы. Кто живёт в лесу? Кто следит за чистотой в классе? И т.д.

9. Дописать предложение. Весело чирикает …….(воробей0

10. Отгадать загадку:

Без рук, без ног, а рисовать умеет. (мороз)

Жидко, а не вода, бело, а не снег. (молоко)

Все учащиеся выполняют предложенные задания. Очень любят ребята игру «Найди лишнее слово».

Например, я предлагаю детям следующий словарный диктант: Деревня, тетрадь, суббота, Москва, огород, карандаш, чёрный, сорока. Дети называют «лишние» слова:

1.Москва – т.к. пишется с большой буквы;

2.суббота – т.к. это слово на правописание двойного согласного в корне слова;

3.тетрадь – на правописание парного согласного в корне слова; в этом слове больше букв, чем звуков;

4.сорока – отвечает на вопрос кто? Остальные на вопрос что? (кроме слова чёрный0;

5.чёрный – это слово отвечает на вопрос какой? Оно является именем прилагательным, остальные имена существительные.

6.карандаш – состоит из четырёх слогов, остальные из двух или трёх.

Такой вид работы дети очень любят. Здесь развивается внимание. Сообразительность, умение найти отличительные признаки, сгруппировать слова по видам орфограмм. При работе со словарными словами пользуюсь этимологическим словариком, который сделает запоминание графического облика слова не механическим, а осмысленным. Этимологический словарик содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова.нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное написание.

Например, слово малина – в основу названия был положен признак плода ягоды. Состоящего из маленьких частей. Слово малина образовано от слова малый – маленький. Слово урожай – то, что уродилось (выросло, созрело) на земле. Исторически в нём выделяется приставка У. Урожай – род с приставкой –у.

Такая историческая справка позволяет не только лучше запомнить написание слова, но и расширить кругозор учащихся.

Использование различных видов работы над словарными словами даёт положительные результаты.

Много внимания уделяю обучению учащихся правильному выполнению упражнений дома. Прежде всего добиваюсь, чтобы ученики не делали ошибок при списывании. У каждого ученика есть «Памятка», пользуясь которой они выполняют домашнее задание
ПАМЯТКА
1. Прочитай внимательно классную работу и исправь, если есть, ошибки.

2. Повтори заданные слова из словаря.

3. Прочитай каждое слово упражнения по слогам и подчеркни все орфограммы.

4. Спиши, комментируя свою запись. Пиши чисто и аккуратно, не спеши.

5. Закончив работу, внимательно проверь, что написал.

Важное место при обучении правописанию отвожу работе над ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм. Но и средством предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. Цель такой работы состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки.закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление.
Работу над ошибками начинаю с воспроизведения знаний учащихся по определённым орфографическим правилам, на которые ими были допущены ошибки. Сначала даю образцы объяснения ошибок, закрепляю навыки правописания. А также готовлю учащихся к самостоятельной работе над ошибками. Все ошибки группирую по типам орфографических правил и веду целенаправленную работу по их исправлению. Для себя веду специальную тетрадь, где записываю ошибки каждого ученика отдельно. Такая работа позволяет мне чётко видеть, над какими орфографическими правилами нужно поработать тому или иному ученику; веду индивидуальную работу, использую различные виды упражнений на отработку необходимых правил. Предлагаю детям завести у себя индивидуальные словарики «Мои ошибки», где дети записывают слова. В которых были допущены ошибки. Для организации самостоятельной работы, домашней работы над ошибками, предлагаю памятку, которая есть у каждого ученика. Она подскажет, на какое правило допущена ошибка, и в которой дан образец, как правильно исправить ошибку. Таким образом, к концу четвёртого года обучения большая часть учащихся, усваивает основные виды орфограмм и умело применяет нужные правила на письме.

Итак, работу по развитию орфографической зоркости веду на протяжении всего курса начальной школы. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия.

А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся.

Принципы русской орфографии

Орфография – это 1) система правил правописания слов; 2) раздел науки о языке, который определяет единообразные способы передачи на письме слов с помощью буквенных и небуквенных графических средств.

Одно из основных значимых для обучения понятий орфографии – орфограмма. Однако учёные формулируют определения этого термина по-разному (см. задание 1 данного параграфа).

В лингвистике и методике используются понятия тип, группа и вид орфограммы. К типам орфограмм по графическому обликупринято относить следующие:

· буква (гласная, согласная, прописная, строчная, ъ, ь);

· пробел (раздельное написание);

· контакт (слитное написание);

· чёрточка (знак переноса).

Научиться определять ошибкоопасные места в слове помогают опознавательные признаки орфограмм; основные из них приведены в таблице.

Тип орфограммы Опознавательные признаки
Буква
Гласные Безударность Шипящие и Ц перед гласными
Согласные Конец слова Стечение согласных Н перед окончанием и суффиксом
Ъ и Ь Мягкие согласные на конце слова и в стечении согласных Звук [й] после согласных и перед гласными е, ё, ю, я, и Шипящие на конце слова [цъ] на конце глаголов
Прописные Начало предложения или текста Наличие собственных имён и собственных наименований
Дефис Сложные слова Приставки кое-; в-, по- в наречиях Суффиксы -нибудь, -либо, -то Частицы -то, -ка
Пробел / контакт Частицыи приставки не, ни, частицы бы, же, ли Предлоги
Чёрточка Конец строки

Орфограммы объединяются в группы на основании определённых общих признаков: по месту нахождения в слове (орфограммы в приставках), близости условий выбора написания (суффиксы -то, -либо, -нибудь, приставка кое- в наречиях и местоимениях), одинаковым опознавательным признакам (О – Е после шипящих в разных частях речи), графическому совпадению (НЕ приставка и частица).

Орфографическое правило – это инструкция, в которой указываются условия выбора правильных написаний (орфограмм) в словах.



Вид орфограммы – её название, в котором обычно указывается тип орфограммы (гласные Е – И ), основной опознавательный признак (в безударных личных окончаниях глаголов ), иногда – условия выбора или способ проверки (1 и 2 спряжения ). Такие названия орфограмм приводятся в школьных учебниках, справочниках, что облегчает процесс обучения, поиск правил (безударные гласные в корне, проверяемые ударением; Ь после шипящих во 2 лице единственного числа глаголов ).

Современная русская орфография опирается на несколько принципов. Основной принцип – фонематический ,суть которого в том, что на письме отражаются фонемы, пишется та буква, которая соответствует фонеме в сильной позиции. Часто этот принцип называютморфологическим , потому что морфема (корень, приставка, суффикс, окончание) сохраняет единое буквенное написание, хотя при произношении звуки, входящие в эту морфему, могут изменяться (-вод-: вóды [о], наводнение [Λ], водяной [ъ] и т. д.). Руководствуясь именно этим принципом, мы проверяем многие орфограммы путём подбора родственных слов или изменением формы слова таким образом, чтобы фонема оказалась в сильной позиции (для безударных гласных – под ударением, для звонких / глухих согласных – перед сонорными и т. д.), т. е. была бы чётко обозначена.

На фонематическом принципе основаны следующие правила: безударные гласные в корне, звонкие и глухие согласные в корне, непроизносимые согласные в корне; на этот принцип опирается написание гласных и согласных в большинстве приставок, суффиксов и окончаний.

Наряду с фонематическим, действует и фонетический принцип: буква выбирается в соответствии с произношением. Правил, основанных на данном принципе, немного: буквы з – с на конце приставок (разбудить, расписание : фонема <з>, звуки [з], [с]; в слове пишется та буква, которая обозначает произносимый звук), гласные а – о в приставках раз- (роз-), рас- (рос-);и – ыв корне после приставок на согласный (предыстория, предыюльский ). Влиянием этого принципа объясняется и написание гласных о – ё после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи, где выбор соответствующего гласного зависит от ударения, ср.: клочок – ножичек, парчовый – кочевой, свечой – тучей и т. п.

Действует в нашей орфографии также исторический , илитрадиционный , принцип, по которому слова пишутся так, как они писались раньше, в старину. Например, гласные и, а, упосле шипящих – это отражение изменений фонетической системы древнерусского языка. В соответствии с этим же принципом пишутся словарные, а также заимствованные слова, окончание -ого прилагательных мужского рода в родительном падеже единственного числа и др. Объяснить такие написания можно только с привлечением исторических законов развития языка.

Существует в современной орфографии и принципдифференцированного ,или дифференцирующего написания (смысловой принцип), согласно которому слова пишутся в зависимости от их лексического значения, ср.: компания (группа людей) и кампания (какое-либо мероприятие), бал (танцевальный вечер) и балл (единица оценки). Иногда на орфографию влияет грамматическое значение (ожёг – глагол и ожог – существительное) и словообразовательное значение (Е – И в приставках пре- и при-).

Подчеркивание орфограмм - это та тема, которая тянется из 1-2 класса до самого 11-го, и если уяснить для себя принципы подчеркивания в начальных классах, то гораздо легче ребенку будет учиться в старших классах. Все правила русского языка изучаются в начальной школе, далее идет лишь наработка опыта их применения.

Орфограммы - это буквы в слабой позиции. Что это значит? Это те места в слове и предложении, где кто-то может сделать ошибку вопреки правилам или словарю. Но даже если ребенок разобрался, что такое орфограмма, всегда встает вопрос как ее подчеркнуть.

Общепринято подчеркивание орфограмм одной черточкой, а опознавательных признаков орфограмм - двумя.

Список обязательных орфограмм первого класса

  • Большая буква в начале предложения.
  • Имена собственные.
  • Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.
  • Мягкий знак – показатель мягкости.
  • Разделительный мягкий знак*.
  • Сочетания ЧК-ЧН.
  • Проверяемые безударные гласные в корне слова.
  • Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
  • Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова.
  • Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова.*
  • Имена собственные.
  • Предлоги.

* Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.

* Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.

Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм

Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)

Образец устного разбора

М ы - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.

М ашей - пишем с большой буквы. Орфограмма – имя собственное пишется с большой буквы.

Идём – орфограмм нет.

Гулять – орфограмма - мягкий знак показатель мягкости.

В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.

Ч а щу – ча пишем с А. Орфограмма - сочетания ча-ща пишутся с буквой А. Ч подчеркиваем 2 черточками, А одной

Чащ у – щу пишем с У. Орфограмма - сочетания чу-щу пишутся с буквой У. Щ подчеркиваем 2 черточками, У одной.

Ц ветут - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Цве ту́т – орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВÉ Т. (Обязательно ставим ударение, чтобы показать, что гласная безударная).

Ландыш и – ши пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ш подчеркиваем 2 черточками, И одной чертой.

. – В конце предложения ставится точка.

В от – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Бы́стро – словарное слово. Пишется БЫСТРО. В конце О. Ударение на звук Ы.

Бе жи́т – орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕ Г.

Беж и т - жи пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ж подчеркиваем двумя, И одной.

Ко лю́чий – орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКÓ Л.

Ёж – орфограмма - парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖ И К.

. – В конце предложения ставится точка.

П ищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Пи щáт - орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово пи ск.

Пищ а т - ща пишем с А. Орфограмма - сочетания ча-ща пишутся с буквой А.

Пуш и стые - ши пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И.

Мыш ки - орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово мы́ш и .

. – В конце предложения ставится точка.

П тички - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Птичк и – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака. ЧК подчеркивается двумя чертами.

В ь ю т – орфограмма – разделительный мягкий знак.

Гнёзда – орфограмм нет.

. – В конце предложения ставится точка.

Выделяем орфограммы

1. Заглавные буквы, знаки препинания, ь показатель мягкости нужно подчеркнуть одной чертой.

2. Подчеркиваем буквы, где можно ошибиться, в словарных словах и ставим ударение.

3. Подчеркиваем сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши. Согласную в этих буквосочетаниях - двумя чертами, гласную одной.

4. Подчеркиваем сочетания чк-чн двумя чертами.

5. Подчеркиваем безударные проверяемые гласные одной чертой и ставим ударение. В проверочном слове гласную, на которую падает ударение, подчеркнем двумя чертами.

ло ви́л - улó в

6. Подчеркиваем проверяемые парные согласные одной чертой. В проверочном слове эту согласную подчеркиваем тоже одной чертой, а гласную за ней - двумя.*

дуб - дуб ы , лож ка - лож е к

7. Подчеркиваем непроизносимые согласные в корне слов одной чертой. В проверочном слове ту же согласную нужно подчеркнуть тоже 1 чертой, а следующую за ней букву - двумя. Если непроизносимой согласной нет - подчеркиваем подозрительное буквосочетание одной чертой, а в проверочном слове - первую букву буквосочетания одной, а вторую за ней - двумя чертами.*

мест ный - мест о , опасн ый - опас е н

8. Разделительный мягкий знак или твердый знак нужно подчеркнуть одной чертой, а буквы, которые он разделяет - двумя.

9. Удвоенную согласную подчеркиваем одной чертой.

*некоторые учителя требуют в проверочном слове проверяемую согласную подчеркивать двумя, а гласную за ней - одной чертой.

Страница 3

Работая над третьей группой опознавательных признаков орфограмм, учащиеся подготавливаются к использованию граммати­ческой основы в проверке орфограмм, т.е. в решении орфографи­ческих задач.

Описанные три группы опознавательных признаков можно счи­тать общими для большинства орфограмм. Но кроме общих опоз­навательных признаков каждый тип орфограмм имеет еще и част­ные признаки, присущие только одному типу, иногда - группе сходных орфограмм.

Приведем характеристики важнейших орфограмм, изучаемых в начальной школе.

Название орфограммы

Опознавательные признаки (общие и частные)

Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые)

а) отсутствие ударения; б) гласные а, о, и, е; в) место в слове

Звонкие и глухие со­гласные

а) парные согласные б-п, г-к, в-ф, д-т, з-с, ж-ш; б) место в слове (в корне, в абсолют­ном конце слова или перед согласным)

Непроизносимые со­гласные

а) «опасные» сочетания звуков или букв стн, здн, сн, зн и др.; б) место в слове

Разделительный ь

наличие звука Ц] после мягкого со­гласного, наличие гласных я, е, ю, ё

Разделительный ъ

а) наличие звука Ц] после согласного, на­личие гласных букв е, я, ю, ё (гласных звуков [э], [а], [у], [о] после [)]); б) место орфограммы: на стыке при­ставки, оканчивающейся на согласный, и корня

Раздельное написание предлогов, слитное на­писание приставок

а) наличие звукосочетания, которое может оказаться предлогом или при­ставкой; б) часть речи: глагол не может иметь предлога, предлог относится к имени существительному или местоимению

Заглавная буква в именах собственных

а) место в слове: первая буква; б) значение слова: название или имя

Заглавная буква в на­чале предложения

а) место в слове: первая буква; б) место в предложении: первое слово

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу

наличие в слове сочетаний

ь на конце имен суще­ствительных после шипящих

а) наличие на конце слова всегда мяг­ких шипящих ч и щ или всегда твер­дых ш и ж; б) часть речи: имя существительное; в) род: мужской или женский

Безударные окончания имен существительных

а) место орфограммы: в окончании; б) наличие в окончании безударного е-и; в) часть речи: имя существительное

Правописание оконча­ний имен прилагатель­ных -ого, -его

а) наличие такого сочетания; б) их место: на конце слова; в) часть речи: имя прилагательное

Правописание безудар­ных личных оконча­ний глаголов

а) часть речи: глагол; б) место: в окончании слова; в) наличие знакомых окончаний ут - ют, ат-ят, отсутствие ударения; г) время глагола: настоящее или буду­щее

Информация о ообразовании:

Жизнь и творчество Яна Амоса Коменского
Педагогическая деятельность Я.А. Коменского (1592-1670) протекала в эпоху грандиозных общественных столкновений, в ходе которых происходили революционные изменения в духовной культуре, пересматривалась концепция человека и мира. Выходец из семьи члена общины «чешских братьев», Я.А. Коменский получи...


Источники информации из окружающего мира - информация реального времени (беседа, случай не улице или на природе, радио, телевидение - все, что исчезает и проходит бесследно, если специально не фиксируется). Еще один яркий пример источника информации из окружающего мира – это вещественные источники. ...

Малая группа и ее структурная организация. Детский кол-в как объект и субъект воспитания
Малая группа – это немногочисленные по составу объединения людей, члены которого имеют общую цель и нах-ся друг с другом в непосредственном личностных контактах. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, к-ая выделяет и обособляет ее, придает ее относительную со...