Методика тюленева метод интеллектуального развития. Павел тюленев или самая загадочная методика. С рождения до двух месяцев

Рада встрече, дорогие родители!


Плюсы метода

  1. Ребенок, как и предусмотрено природой постоянно находится при маме, а по возможности и при папе. Происходит тесная взаимосвязь: родитель — ребенок, это очень важно в возрасте до 3 лет.
  2. По мнению автора много времени для обучения не требуется, все можно выполнять на проулках или во время обеда или ужина. А ежедневные игры с малышом можно посвятить не простым забавам, а направленным на определенные знания урокам. Об этом Тюленев рассказывает в своих книгах.
  3. Если следовать методике и концепциям автора, ваш ребенок очень рано научится читать и писать, приобретет много других полезных навыков, разовьет кругозор и словарный запас. Вы непременно откроете в своем ребенке таланты.

Минусы метода

  1. Слишком автор навязывает погоню за результатом. Довольно сложно постоянно уделять все свое время ребенку, это тяжело и психологически и физически для мамы.
  2. Строгое соблюдение режима и правил, если отойти от них, то можно не получить ожидаемого результата. А это значит, то, что вы делали ранее — коту под хвост.
  3. Данная методика направлена только на интеллектуальное развитие. Физическое остается где-то в тени и ему не придается значение.
  4. Нельзя экспериментировать и импровизировать, что не дает волю фантазии и эмоциям. Все строго и лаконично.
  5. Ребенок зазубривает, быстро забывает пройденный материал без определенного закрепления и повторения.

Выбирая методику раннего развития для своего маленького ребенка подумайте хорошенько, действительно ли вы хотите, чтобы ваш малыш постоянно получал тонны обучающей информации, будет ли он вам благодарен за это в будущем?

Ни одна методика раннего развития не заменит родительской любви. Чаще обнимайте и целуйте свою крошку, ведь детство у вашего ребенка бывает лишь один раз.

Пишите в комментариях, как относитесь к методике Тюленева.


Одаренность детей и разгадка тайны пирамиды управления человечеством и семьей.

В новой работе автора книг, перевернувших педагогику: «Как ускорить интеллектуальное развитие ребенка» (1995), «Читать - раньше, чем ходить» (1996), «Когда начинать воспитывать будущего президента России?»(1995) и других, раскрываются многие новые открытия и факты, методы преодоления проблем и трудностей в истории создания новых методик интеллектуального развития и движения за раннее развитие детей с 1960 по 2010 год.

Сроки обучения можно сократить в 3-5 раз, а к 17-18 годам получить одно или несколько высших образований, как получили А.Грибоедов, К. Витте и другие, и сделать ребенка одаренным. В линии жизни человека - от младенца до воспитания его гением в области творчества, науки, техники или бизнеса - одарённость занимает ключевую роль. Ключом же к одарённости является развитие интеллекта - общего знаменателя одаренности. Доказано, что каждый ребенок рождается гениальным, но в детских садах и школах одаренность теряется у 99 % детей. Педагоги-новаторы начали раскрывать родителям тайны одаренности с 1969 года. Показано, что дети в России отстают в развитии на 6-7 лет от элиты ряда стран.

Рассмотрено множество направлений поисков методов повышения потенциала ребенка, проверка и апробирование которых началась ещё в 60-е годы и продолжалась в последующие годы начавшегося застоя в науке. В книге раскрыто более 20 научных, педагогических и социально-политических и экономических структур, тормозящих развитие страны через педагогику и образование, формирование новой исторической общности Человека Развитого.

Семейные секреты одаренности и талантов. Книга 5

Многие усилия родителей бывают напрасными, если они не знают некоторых секретов развития способностей своих детей. В книге раскрываются некоторые тайны развития способностей и талантов, которые помогают воспитать Человека Развитого, представляющего собой носителя духовно-нравственной культуры и интеллекта новой исторической общности.

Даются характеристики нескольких десятков педагогических подходов и систем, начиная от основателей религий до современных педагогов, самых известных исторических деятелей и ученых человечества.

В эру новой исторической общности все эти результаты теперь воспроизводимы в системе МИР ребенка. Даются конкретные рекомендации, которые позволяют получить феноменальные результаты развития ребенка, превосходящие всё, что было известно до сих пор.

Стать педагогическим гением для своего ребенка. Книга 6

Каждому родителю можно и необходимо стать педагогическим гением для своего ребенка.

Традиционное образование отнимает от 30 до 70 миллионов рублей у каждой семьи, не давая развиться генетически обусловленному потенциалу ребенка и поэтому родителям необходимо стать педагогическими гениями и вернуть эти средства в семью.

На извечный вопрос «Кто виноват?» педагоги новаторы ответили ещё в начале 70-х годов: виновата система образования, которая на несколько лет задерживает развитие детей. Виноваты те, кто искусственно навязывает и использует устаревшие и неэффективные методы обучения. Знать о том, кто и как препятствует развитию и воспитанию детей необходимо для того, чтобы стать педагогическим гением для своего ребенка.

Автор отвечает на вопрос: «Что делать?». Созданы новые методики воспитания, которые дают избежать ошибок педагогов и каждому родителю стать педагогическим гением для своего ребенка. Это означает, что теперь родители смогут самостоятельно, вопреки специально создаваемым препятствиям развивать и воспитывать детей одаренными, здоровыми и социально адаптированными, способными успешно решать любые сложные задачи возникающие перед семьёй, а значит и страной. Для этого достаточно познакомиться с идеями и достижениями системы «МИР ребенка».

Как перейти в новую историческую общность всей семьёй, домом, всем поселком, областью, страной?

Даются конкретные рекомендации, которые позволяют получить феноменальные результаты развития ребенка, превосходящие всё, что было известно до сих пор. Эти методы доступны в любой семье и помогают сохранить здоровье и способности ребенка. Они позволяют обойтись без посещения традиционной школы, где, в основном и теряются способности и таланты. Сроки обучения сокращаются в 3-5 раз, а к 17-18 годам получить одно или несколько высших образований, как получили А.Грибоедов, К. Витте и другие.

Показано, что всё множество способностей, талантов, гениальности и духовности сводится к определенным уровням развития и разновидностям ИНТЕЛЛЕКТА. Показано, что дети в России отстают в развитии на 6-7 лет от элиты ряда стран.водятся некоторые принципиально новые понятия, которые находят повседневное применение: траектория оптимального развития способностей, сокращенно ТОРС, а также производное от этой аббревиатуры понятие ТОРСионное поле одаренности в семье и обществе.

Как ускорить интеллектуальное развитие ребенка

Вы мечтаете иметь способного и здорового ребенка, который будет хорошо учиться в школе, самостоятельно овладеет множеством знаний, умений и скоро станет хорошим помощником в семье? Для этого нужно не упустить первые недели и месяцы жизни малыша.

Автор рассказывает о простых, доступных даже домохозяйке, способах дающих возможность ребенку максимально быстро осваивать окружающий мир, развиваться и стать, если Вы захотите, «вундеркиндом». Получающиеся результаты ошеломляют: без каких-либо специальных занятий дети могут начинать читать одновременно с хождением и «говорением» в возрасте 1-2 года!

В книге впервые в мире приводятся доказательства, что именно такие возможности заложены в любом нормальном ребенке, и родителям надо знать, какая окружающая среда нужна малышу в первые недели, месяцы после рождения.

Практически каждый современный родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос , поэтому многие мамы и папы ещё до появления малыша на свет тщательно изучают различные методики детей.

Одной из самых известных развивающих систем является методика Тюленева, с которой сегодня женский сайт «Красивая и Успешная» и познакомит своих читательниц.

Надо сказать, что сам Павел Викторович Тюленев является персоной весьма колоритной. Он представляется президентом Академии образования, социального и экономического развития, которую сам и основал.

Свои методики раннего развития П.В. Тюленев презентует не просто как новую образовательную технологию, а как основу для воспитания особого поколения детей, которые, благодаря своему высокому интеллекту, сделают Россию просто сверхдержавой.

Бесспорно, идея о том, что будущее страны зависит от уровня образованности её граждан, является вполне разумной, поэтому теория Тюленева заслуживает пристального рассмотрения.

Согласно теории Тюленева, период раннего развития детей делится на три этапа:

  1. От рождения до 1,5 лет – период раннего развития.
  2. От 1,5 до 2 лет – среднее раннее развитие.
  3. От 2 до 3 лет – позднее раннее развитие.

Педагог-новатор считает, что ребёнок, который в 3 года ещё не умеет читать, уже является педагогически запущенным. К слову сказать, Павла Викторовича дети старше 3 лет, не являющиеся его воспитанниками, не интересуют. Вся его методика ориентирована исключительно на малышей, которые недавно появились на свет.

Тюленев уверен, что все дети без исключения могут стать гениями, если родители вовремя начнут с ними заниматься. Успех этих занятий зависит от соблюдения главных правил методики:

  1. Ребёнок должен стать кумиром для своих родителей.
  2. Каждую минуту бодрствования малыша необходимо использовать для его интеллектуального развития.
  3. Родителям следует стать для ребёнка первыми учителями или же начать самим учиться у него.
  4. За любые успехи и достижения малыша нужно хвалить и вознаграждать.
  5. Строго отбирать пособия и игрушки для детей, создавать для ребёнка особую развивающую среду, используя для этого карточки с опорными образами (буквами, цифрами, нотами, иероглифами, изображениями животных и т. д.), которые входят в каждый обучающий комплект методики П. В. Тюленева «МИРР». Эти карточки необходимо постоянно показывать малышу, разместить их на стенках кроватки, на стене детской, на дверях, — в общем, всюду, где крохе будет удобно их рассматривать.
  6. Всё, что ребёнок видит, родителям нужно озвучивать.
  7. Общение с ребёнком должно быть только развивающим. Обычных игр, не несущих в себе обучающего зерна, методика раннего развития Тюленева не принимает.

Родителям, которые хотят вырастить гения, педагог-новатор даёт несколько очень важных рекомендаций, которые касаются безопасности детей. В. П. Тюленев призывает запрещать крохе тянуть в рот различные предметы, а малышам, которые уже умеют ползать, не позволять дотрагиваться до горячего утюга или другой раскалённой поверхности. Есть в методике Павла Тюленева и другие табу:

  1. Не заниматься по другим развивающим технологиям.
  2. Не разрешать малышу слишком рано ходить и не поощрять его попытки самостоятельно передвигаться.
  3. Запрещать малышу пользоваться чужими столовыми принадлежностями.
  4. Надёжно перекрыть малышу доступ к нижним ящикам столов, комодов, шкафов и другой корпусной мебели.
  5. Сделать безопасными для крохи острые углы, дверные ручки и т. д.
  6. Не держать в квартире, где живёт малыш, домашних животных.
  7. После купания обязательно следить за тем, чтобы в ушках малыша не осталось воды.
  8. Изолировать от малыша верхнюю одежду, обувь, деньги, то есть, предметы, которые чаще всего контактируют с внешней средой, находящейся за пределами квартиры.
  9. Не допускать, чтобы малыш опрокинул на себя тяжёлый стул или табурет.
  10. Ни в коем случае до обеда не включать музыку.
  11. Не включать малышу рекламу или эмоциональные передачи хотя бы до 16 часов дня.

Как выяснил сайт сайт, программа системы МИРР даёт также рекомендации по видам работы с малышом в тот или иной период его жизни.

Павел Тюленев «Методика раннего развития»: программа

Начинать работать с ребёнком автор этой инновационной методики предлагает ещё в перинатальный период, начиная с 4 месяца беременности. Он рекомендует будущей маме самостоятельно разработать программу, по которой она будет заниматься с малышом, используя для этого материалы системы МИРР.

Можно, к примеру, каждый день озвучивать от 2 до 10 слов, с которыми малыш будет знакомиться в первые месяцы после рождения.

А вот после рождения малыша методика Тюленева даёт более чёткие рекомендации по работе с ним в том или ином возрасте.

  • С самого рождения ребёнка нужно учить буквам по специальной азбуке «УРАМИР». Карточки с буквами, картинками и цифрами должны быть размещены на стенке кроватки. Малыш будет смотреть на них и запоминать. Двухмесячным крохам родители должны петь слоги. Малышей после 5 месяцев развивающая методика Тюленева предлагает обучать в более активной игровой форме, позволяя ему самостоятельно рассматривать и перебирать открытки, а также магнитную азбуку.
  • Когда малыш научится самостоятельно передвигаться (примерно в 8-9 месяцев), с ним можно играть в игру «Принеси букву», предлагая принести родителям карточку с определённой буквой. В этот же период Тюленев предлагает начинать знакомство крохи со слогами. Для изучения слогов педагог рекомендует использовать специальные таблицы, карточки и кубики.
  • Согласно методике раннего развития Тюленева, в возрасте 9-10 месяцев с малышом полезно играть в «Журналиста», предлагая ему показать слог или принести карточку с определённым словом.
  • В два года дети уже должны научиться печатать на компьютере сначала слоги, потом слова и даже целые предложения.

Как утверждает сам П. В. Тюленев, его методика раннего развития позволяет научить ребёнка до 3 лет не только , но и считать, а также обучить его азам естественных наук. Благодаря этому в возрасте 4-5 лет ребёнок уже самостоятельно сможет усвоить программу начальной школы, а в 12 лет – закончить среднюю школу и поступить в ВУЗ.

Столь громкие обещания у здравомыслящих родителей вызывают определённое недоверие. И всё же те, кто пробовал данную технологию, подтверждают, что у неё есть определённые преимущества.

Достоинства методики Павла Тюленева

Главным плюсом МИРР является то, что она предлагает обучать малышей с самого рождения и даже в перинатальный период. Сегодня уже никто не станет спорить, что малыши начинают познавать мир, находясь ещё в утробе матери. Есть у методики и другие преимущества:

  • Отказ от теории генетической предрасположенности. П. В. Тюленев считает гениальными всех детей и утверждает, что результат их воспитания зависит только от поведения родителей.
  • Трепетное отношение ко времени ребёнка.
  • Отсутствие необходимости в особых знаниях или умениях у родителей.

Минусов у теории тоже предостаточно.

Недостатки методики Павла Тюленева

Программу загадочной теории нельзя назвать чёткой, её рекомендации скорее имеют общий характер. К минусам МИРР можно также отнести:

  • В методике преобладает интеллектуальное развитие, эмоциям в ней практически нет места. Физическое воспитание Тюленев практически отрицает.
  • Требования МИРР достаточно жёсткие. В частности, автор запрещает обращаться к другим развивающим технологиям.
  • Разобраться в программе МИРР достаточно непросто. Тюленев даёт к ней очень путанные и абстрактные пояснения.

Вопрос, заказывать ли методику Тюленева, волнует многих прогрессивных родителей. Но на самом деле гораздо более важной является проблема, нужно ли стремиться делать своего ребёнка гением. Ведь гениальность никак не гарантирует малышу счастья.

Наоборот, высокий интеллект нередко способен стать причиной одиночества ребёнка, его изолированности от общества.

Разумеется, ребёнка необходимо развивать и обучать — но в рамках разумного, не пытаясь реализовать собственных амбиций за счёт своего малыша. И тем родителям, которые это понимают, некоторые идеи методики Тюленева вполне пригодятся.

А вот мамам и папам, которые уже загорелись идеей сделать своего кроху гением, наш сайт рекомендует хорошенько подумать…

Николай Александрович Зайцев - питерский учитель с 40-летним стажем. В его педагогическом багаже и школы, и детские сады, и интернат для умственно отсталых, и колония для малолетних преступников. Он учил русскому языку и наших детей, и иностранных взрослых. В конце концов, пришел к разработке собственной системы обучения.

Методика Зайцева - это, прежде всего, качественно новый подход к обучению. Он радикальным образом систематизирует информацию, причем не "цедит" ее, а выдает ребенку "все и сразу". Так, при обучении чтению ребенок получает в свое распоряжение сразу все склады русского языка, при обучении счету - все числа до ста, а потом и до миллиона. Ребенок, уверен Николай Александрович, не растеряется и не потеряется в таком изобилии. Зато в его голове сразу правильно складываются связи и взаимоотношения между складами (или числами), он движется вперед в своем индивидуальном ритме, имея перед глазами весь путь, который должен преодолеть.

Козырь Зайцева - это таблицы. По его собственному признанию, "затабличить" он готов все что угодно. Уже давно разработаны таблицы для обучения чтению и счету, таблицы с грамматикой русского и английского языков. Он так ловко систематизирует данные, что самые сложные правила и законы становятся четкими, обоснованными, а значит - легко запоминаемыми.

Таблица - это еще и тренажер для зрения и . Ведь к ней можно и нужно подходить, прогуливаться или даже бегать вдоль нее в поисках решения. А это значит - не нужно неподвижно сидеть, опустив голову и плечи под тяжестью гранита науки. Более того, обучение превращается в путешествие, ведь таблица - это почти карта, и даже просто поводив по ней пальцем, можно сделать кучу открытий. Кроме того, таблица всегда перед глазами, значит, информация работает ежесекундно, многажды повторяясь - каждый раз, когда на таблицу падает взгляд.

Пособия Зайцева - это не только обучение чтению и счету (хотя этому прежде всего). Есть и такие пособия: "Дорожные знаки", "Любимые картины", "Читай и пой" (обучение чтению через пение), "Тысяча +" (обучение математическим действиям, работой с квадратом числа, дробями), "Пишу красиво" (обучение каллиграфии).

Вообще для Зайцева раннее развитие не самоцель. Он предлагает технологию. Кто ею воспользуется - все равно. Это может быть и ребенок, и взрослый. Зайцев ничего не говорит о пользе раннего чтения или счета. Обучать по кубикам можно и годовалого, и шестилетнего. Разница лишь в том, что шестилетнего наверняка уже "испортили" традиционными методами обучения. Так что годовалый будет работать эффективнее. Четырехлетки после нескольких занятий легко находят любое число до ста в его числовой ленте, пяти-шестилетки быстро осваиваются со сложением-вычитанием десятизначных чисел, прочитывают пятнадцатизначные числа, знают .

В продаже имеется

Самая известная его программа - "Кубики Зайцева". Для обучения чтению Николай Александрович предлагает гениальную, простую и радикально новую схему. Отказаться от изучения отдельных букв и предложить ребенку сразу склады. "Наш речевой аппарат устроен так, что все, что бы мы ни произносили, - это комбинации из пар "согласный+гласный", - поясняет Зайцев. - За согласным обязательно следует гласный звук. Он может не обозначаться на письме, но он есть. Наши предки чувствовали это и ставили "ъ" в конце существительных, оканчивающихся на согласный".

Согласный+гласный - это и есть склад. Впрочем, он может состоять только из гласного или только из согласного. Зайцев подсчитал все возможные в русском языке комбинации и разместил их на привычных для детского глаза кубиках. Невозможные (типа "жы") в игре не употребляются и, следовательно, никогда не окажутся у ребенка в тетради.

Что делать с этими складами дальше? Просто играть. Пропевать в определенной последовательности, искать вместе с мамой, составлять из кубиков слова, то есть "писать". И впитывать их глазами. "Пропитавшись" складами русского языка, можно переходить к целым словам, в которых склады выделены цветом. Оказывается, так легко, быстро и естественно научиться читать и писать, даже если это твой неродной язык. Причем в любом возрасте.

Глен Доман, или Самая трудоемкая методика

Два постулата, на которых держится методика Домана, не вызовут сегодня сомнение ни у одного "прогрессивного" родителя.

"Мозг растет и развивается лишь тогда, когда он работает".

"Мозг ребенка запрограммирован на обучение, до шести лет обучение дается ребенку легко, приносит удовольствие и не требует дополнительной мотивации".

Более того, Доман выводит такую формулу: способность усваивать новые факты обратно пропорциональна возрасту. Соответственно, чтобы сделать обучение эффективным, то есть легким и естественным, надо начинать как можно раньше. Любить учиться - одна из целей Глена Домана при работе с детьми.

Работа с ребенком по Доману похожа на создание сложной компьютерной программы. Он даже частицы знаний, которые нужно в ребенка вложить, называет очень по-компьютерному - битами информации.

В такой работе невероятно активно задействовано лишь зрение. Этого достаточно, говорит Доман. Потому как его работа с детьми, у которых была поражена центральная нервная система (педагоги-новаторы часто делают свои открытия, работая с проблемными детьми) показала: стимуляция одного из органов чувств приводит к усилению активности мозга в целом.

Суть его методики состоит в том, что буквально с рождения ребенку показывают карточки с "битами информации". Для обучения чтению - карточки со словами. "Буквы, составляющие слово "мяч", являются абстракциями, - объясняет Доман, - зато сам мяч вполне конкретен. Поэтому легче выучить слово "мяч", чем букву "м".

Для обучения математике используются карточки, в которых цифра (тоже абстрактное понятие) заменена множеством точек. Для географических, исторических, зоологических и т.д. карточек используются картинки. Причем надпись на обороте, которую вы прочитаете ребенку, должна быть не просто "черепаха" - это не слишком информативно, - а "большая галапагосская черепаха".

Что еще можно сделать "битами информации"? Да практически все. Изображения частей человеческого скелета, портреты правителей, картины того или иного художника, открытки с видами городов и т.д. При этом карточки обязательно должны быть сформированы по группам (категориям). "Если вы в течение десяти секунд покажете ребенку не просто 10 случайных карточек, а 10 карточек, относящихся к определенной категории, то тем самым предоставите ему возможность составить 3"628"800 комбинаций из полученных знаний. Теперь он не просто запомнит на всю жизнь десять бит информации, а овладеет целой системой знаний".

Информация не выкладывается вся сразу, как у Зайцева, а выдается порциями, по часам и особенному режиму. Все четко расписано: размер карточек, сколько карточек показывать в день, по сколько заходов, как долго держать, как часто дополнять и т.д. Со временем программа усложняется, и про каждый объект сообщается тот или иной новый факт. От слов следует переходить к словосочетаниям, а потом и предложениям, от чисел - к уравнениям, от изображения птицы - к районам ее обитания. Таким образом, знания ребенка не только расширяются, но и углубляются. Категории начинают пересекаться. Скажем, чтобы сообщить в географической категории, какую площадь занимает Россия, хорошо бы сначала в математической категории ввести понятие площади.

Для эффективного обучения требуется создать подходящие условия:

  • учить лишь тогда, когда процесс нравится обоим, и останавливаться прежде, чем этого захочет ребенок;
  • постоянно вводить новый материал, чтобы не наскучить ребенку. Любознательность должна постоянно поддерживаться быстротой и новизной;
  • никогда не проверять ребенка, чтобы не выразить ему недоверие. Тестирование выявляет, чего ребенок не знает, а лучше дать возможность показать, что он знает и лишь в том случае, если он сам этого захочет.

Маму настораживает

Методика Домана меньше всех остальных предполагает общение и какую-либо вообще активность, творчество со стороны ребенка. Это лишь одностороннее закидывание информации во всепожирающий мозг младенца. Глен Доман считает, что единственная потребность ребенка - познавать, а игра - это способ для родителей отделаться от ребенка. Тогда как психологами по всему миру доказано, что игра - это моделирование мира и возможность самовыражения!

Второй фактор, который смущает большинство родителей, - постепенно количество карточек и показов вырастает до неисполнимого. День, кажется, должен складываться только из показов старых карточек и изготовления новых. Ведь только для начала нужно 3 блока карточек (по 5 в каждом) показывать по 3 раза в день. А потом постепенно увеличивать количество карточек и количество категорий. 10 категорий по 3 раза в день… Вы можете себе представить, что сможете 30 раз в день бросать все дела и усаживать ребенка на одном месте. И при этом каждый раз сохранять отличное расположение духа и получать удовольствие?

А третий спорный момент такой. Разве быть художественно образованным - это всего лишь знать названия картин и фамилии их авторов? Да и умение назвать композитора по портрету не гарантирует любви к музыке. Здесь без чувств и переживаний не обойтись, а на этот счет у Домана нет никаких идей.

Павел Тюленев, или Самая загадочная методика

Если последователи методики Зайцева говорят, что она хорошо работает для детей 1-2 лет, но не менее, а даже более эффективно ее можно использовать для 3-4-5-леток (и даже взрослых); если Доман просто ограничивает самый "обучаемый" возраст 6 годами и советует не затягивать с обучением; то Павел Тюленев в своих работах "ранним развитием" называет развитие детей от 0 до 1,5 лет, с 1,5 до 2 - это уже среднее раннее развитие, а с 2 до 3 - позднее раннее развитие. Складывается ощущение, что дети старше его просто не интересуют. Они безнадежны. Об их развитии он упоминает вскользь, как об исключении из правил. Дети старше 3 лет интересны только, если это его подопечные. К 10 годам они должны заканчивать школу. Описывая методику Тюленева, часто хочется говорить "ребенок должен" - настолько категорично она изложена.

Система, разработанная Павлом Тюленевым, называется МИРР (метод интеллектуального ). Основная ее идея - "вовремя успеть сформировать способности, раскрыть интеллектуальный и физический потенциал ребенка и сделать его одаренным".

Обязательные компоненты методики:

  • строгие правила создания развивающей, максимально полезной среды, отбора игрушек и пособий;
  • система геометрических, физических, социальных и других "опорных" образов, реализованных в специальных "МИР-карточках" и "МИР-книжках";
  • правила развивающего общения с ребенком;
  • принцип минимума потерь времени младенцем, к которому мы подходим как к гению, время которого стоит невероятно дорого, и его нельзя расходовать впустую...

Главная составляющая названий всех методик Тюленева - "раньше, чем ходить". Раньше, чем ходить, он предлагает обучить чтению, счету, нотам, рисованию и даже предпринимательству и умению руководить.

Собственно ничего радикально нового в этой методике нет. Разве что - возраст детей. Описания, в основном, сводятся к рассказу о достижениях других, уже прошедших эту школу, ребятишек (обычно о них нет никаких точных данных, например имени и фамилии). В год они якобы читают, в два - печатают на машинке рассказы собственного сочинения. Собственно технология дается крайне скудно. Из новаторских приемов я бы выделила именно печатание на машинке как доступный способ освоения письма и ведение дневника ребенка, в котором каждое мало-мальски значимое событие превращается в картинку с подписью. Так впечатление превращается в слово, а слово становится эмоционально окрашенным впечатлением.

Остальные приемы - ранний (с рождения) показ карточек с буквами, нотами и другой информацией, ознакомление с 3 месяцев с "опорными образами" (изображения птиц, рыб, предметов домашнего обихода), игры с магнитной азбукой с 5 месяцев, использование карт, химических формул, китайских иероглифов для создания рабочей среды вокруг ребенка, система игр и "игрозанятий".

Маму настораживает

Тюленев берет на себя задачи государственного масштаба. Он пишет, что его методика открывает новую эпоху "Человека Развитого", что после ее опубликования возрастет потенциал каждой семьи, России и человечества в целом. И, как часто бывает в подобных случаях, забывает о конкретном ребенке. Отсюда правила типа "нельзя расходовать время впустую". А просто наблюдать, общаться, наслаждаться - это впустую?

Работа с ребенком ведется по 10 направлениям, каждое из которых имеет конечный результат к совершеннолетию - полезную и "влиятельную" профессию (журналист, президент). Значит, выбор у ребенка невелик - всего 10 профессий. А если он не хочет быть влиятельным? Разве в этом всеобщее счастье?

Маму настораживает еще и недоступность информации, ее многословность и завуалированность. В отличие от других методик, эта крайне мало освещается в периодической печати. Если же такое случается, Тюленев вновь ограничивается размышлениями о всеобщем счастье, которое настанет после повсеместного внедрения системы МИР, и перечислением достигнутых результатов, которое похоже на военную хронику (в таком-то возрасте прочитал, в таком уже знал, в таком научился). Расспросы родителей, которые занимаются по системе МИР, не дают никакого результата. Они либо сами не могут ничего объяснить, либо скрывают информацию. На все вопросы по телефону следует один ответ: купите комплект пособий - все узнаете.

Настораживает еще и то, что интеллектуальная составляющая развития доминирует над всеми остальными, даже вытесняет их. Рано ходить вредно и опасно, пишет Тюленев, а рано читать - безопасно и полезно. Чем сюсюкать с ребенком, пойдите и расскажите ему стихотворение "Бородино"!

Достижение суперрезультатов становится для родителей самоцелью. Тюленев так прямо и говорит, что грамотно выполняя его требования, вполне можно попасть в книгу рекордов Гиннеса. А что это, как не стимулирование родительского самолюбия? Ведь 2-летний ребенок вряд ли от этого выиграет.

Итак...

"Прогрессивные родители" - такой термин появился совсем недавно. И это совсем не те, кто следуют за прогрессом, то есть за новинками на педагогическом рынке, это просто умеющие думать и размышлять, умеющие брать на себя ответственность люди. А слепо довериться даже наилучшей методике - опять переложить ответственность за развитие своего ребенка на кого-то другого. Поэтому по-настоящему прогрессивные родители создадут новую методику, составленную именно сегодня именно для их ребенка и для их среды. А для этого познакомятся со всеми методиками и возьмут на вооружение отдельные постулаты и приемы.

Скажем, счету вы будете обучать по Доману, то есть числа будете обозначать множеством точек, чтению - по Зайцеву, а закалять - по Никитиным. У вальдорфцев позаимствуете любовь к натуральным материалам, чистым звукам и цветам, у Монтессори - принцип "Помоги мне это сделать самому", а у Домана - правило не тестировать своего ребенка.

И помните: педагоги обычно ставят перед собой довольно узкую цель. Скажем, научить читать, считать, рисовать. Поэтому они могут себе позволить в теории и на практике уделять этому так много времени, применять сложные комплексы заданий и приемов. Вам же предстоит научить своего ребенка еще и бегать, играть, озорничать, мечтать, фантазировать и просто радоваться жизни. Рассчитывайте свои и его силы так, чтобы на все хватило!

С появлением всей этой информации, обеспокоенных родителей стало в разы больше. Они боятся опоздать, но и разбираться во всём нет времени. Надо скорее скорее впихнуть в ребёнка как можно больше, ну и что, что он сопротивляется? Я часто задаю таким родителям один вопрос, и выходит примерно такой диалог:
- Зачем?
- Чтобы умным был/ чтобы хорошо учился.
- Зачем?
- Ну как зачем... Чтобы школу хорошо закончил.
- Зачем?
- Странные вопросы Вы задаёте, девушка. В ВУЗ поступить надо, без вышки сейчас никуда.
Потом конечно идёт про хорошую работу и успешную жизнь. И только после пятиминутного диалога мы понимаем, что всё это для того, чтобы ребёнок был счастлив в итоге. И, получается, что в этом стремлении мы часто забываем, что делать счастливым ребёнка нужно каждый день. Получать удовольствие от познания, испытать радость от собственного успеха, для контраста научиться проживать падения и потери. Эх, думаю, меня все поняли:)

Статья интересная и полезная, особенно для людей, которые не слышали про эти методики (поверьте есть и такие)! Автор прав, что идеальной методики нет. Да и нужна ли она, идеальная методика. Единственное, что важно – это последовательность! А то иногда получается, что сегодня мы занимаемся ребенком и используем методики раннего развития, а завтра – нет, т.к. не видим в этом смысла или просто устали.
Единственное, что в этой статье я не увидела: Что должно насторожить маму в методиках Никиных и Зайцева? Или они идеальны?

12.11.2006 23:42:44, Татьяна

У меня трое детей и я опираюсь на методику Доманна как на способ подачи информации. Главное на мой вгляд, что они формируют это отличную концентрацию, внимательность, память и восприятие. Правда карточки наши в слайдах на компьютере, но все занятие не занимает более 10 минут. И это огромно много для этой методики!!! Я не следую никаким режимным рекомендациям. Чтению мы учимся сливая буквы, а счету через состав числа (все по карточкам). А вот думать это рассуждения, книги, и Петерсон для малышей. Они ее просто обожают! Если что-то заинтересовало, добро пожаловать на наш совсем еще молодой сайт. Doshkola.narod.ru

28.11.2004 05:59:29, Катерина

Для меня, как для мамы которая воспитывает ребенка первого полугодия жизни и задумывается над тем куда пойти, куда податься, прекрасная статья. Да и вывод в конце правильный теперь осталось прочитать подробно все методики, выбрать из них всё самое подходящее для меня... и вперёд, а ребнок сам решит, как нужно, что нравится, а что нет. А вот физическое воспитание вообще не проблема все от конного кулуба до игры в тенис сейчас доступно, не говоря уже о классическом плавательном бассейне.

13.04.2004 23:54:05, Галина Пителина

у меня к кубикам зайцева не очень хорошее отношение - девочка рано начала читать и бегло но читает по слогам - разрывая слова и так уже 2 года...
А ранне чтение серьезных книг - вообще ужасно. Две моих приятельницы оереусердствовали - дети начали читаьа рано - но не колобка и репку а прямо с носова и пушкина - проблема что они абсолютно не вслушиваются в смысл - просто читают...

13.04.2004 11:34:42, alonkaro

Извиняюсь, предыдущее мое замечание относится ко второй части...

Методики Вальдорцев, Никитиных и Монтесори, описанные в первой части учат детей уму-умениям, НО...!

Я считаю самым необходимым в жизни умением - УМЕНИЕ ЛЕГКО И НЕПРИНУЖДЕННО ИСПОЛНЯТЬ НЕ СВОИ, А ЧУЖИЕ ЖЕЛАНИЯ!

С удовольствием узнаю, что кто-то этому наших детей еще учит!

Все описанные методики в основном учат ребенка разуму (знаниям и пониманиям), а хотелось бы еще его учить и уму (умениям и поведению).
Что лучше Умный Иван-Дурак или глупый разумник?

"глупый Разум по миру пускает"...

Я продолжаю изучение методики Тюленева.

Оно проливает свет на тайну возникновения удивительной системы «МИР ребенка».

Итак, даю слово Павлу Викторовичу Тюленеву:

«В этой истории о методике обучения рисованию моего отца, В.М. Тюленева много интереснейших подробностей:

Тогда семья художника Тюленева жила в одной комнате, которая одновременно служила и мастерской, где пахло краской, и у окна стоял мольберт - отец тогда постоянно подрабатывал дома: рисовал портреты, и даже иконы - надо было достраивать наш дом на улице Онежской.

Назревали проблемы.

Младшие братишки - погодки 3-4 лет – подрастали. Были агрессивны. Обстановка стремительно накалялась... Малыши-кибальчиши воспринимали старшего брата как игрушку и лезли драться. Остановить их было невозможно...

Было два пути:

Либо подавить и сломать старшего брата - меня, заставить терпеть естественную активность младших братьев и погубить, так как уединиться даже для школьных занятий было нельзя. Но это было невозможно - я бы просто ушел из дому сам, убежал бы, стал беспризорником - такой был характер...

Либо найти неординарный выход из создавшегося, по сути, катастрофического для семьи и всех детей положения.

И после одного, первого же несправедливого наказания – из-за выходок младших братьев - меня отцом, мама нашла выход из критического положения. Она серьезно поговорила с ним и, по сути, заставила отца отвлечься от работы на несколько часов в день и научить меня рисовать!

После этого строгого обучения через неделю я уже ходил на этюды – «рисовать природу» на несколько часов, и всё успокоилось...

Итак, я систематически ходил на этюды с подаренным этюдником, «оттачивал мастерство», пока братья «мутузили» друг друга...

Через полгода мы переехали уже в три комнаты, на первый этаж только что построенного и отделанного дома. И у меня появилась возможность закрываться в большом зале - гостиной, и делать уроки в спокойной обстановке...

К тому времени мои рисунки в школе уже были нарасхват: никто не верил, что их рисовал я, а не какой-либо профессионал... В третьем классе я вынужден был скрывать, что хорошо рисую. Был даже случай, когда пришлось вмешиваться директору школы, чтобы найти и забрать у старшеклассников мои рисунки...

Через 4-5 лет в 7-8 классе я увлекся на уроке рисованием на тему «Как вы отметили день 7 ноября 1965 года?». В это время наш школьный учитель по рисованию и черчению, обходя класс, воочию увидел, как рождается профессиональный рисунок. Он громко сказал, что он «ничему не сможет меня больше научить, а только может испортить...» Он был честным и принципиальным - ещё на первом уроке обмолвился, что если кто-то нарисует лучше, чем он, то он освободит от уроков... Ни я, никто другой не придали тогда значения этим словам. Но этот учитель пошел к директору школы и по собственной инициативе добился «освобождения Тюленева от рисования и черчения».

Правда, вместе с директором и завучем меня попросили раз в квартал делать заставки к школьной стенной газете. После первой же заставки я передал это дело отцу: он рисовал быстро и с удовольствием. Ему меда не надо было, дай порисовать что-нибудь творческое 🙂 ... Я же в это время, помнится, усердно читал, в том числе... Карла Маркса. В то время «Комсомольская правда» печатала школьные сочинения этого «гиганта мысли»...

В общем, благодаря тому, что из-за необходимости и по настоянию матери, отец передал мне свои профессиональные навыки по рисованию и сумел меня научить: «хорошо рисовать - значит правильно думать» - а именно так он называл рисование, по-Репину - мне удалось в дальнейшем освободиться ещё от 2-х предметов: литературы и русского языка.

Это было настоящее счастье, потому что мама лечилась долгими месяцами в далёком Крыму, отец непрерывно работал, и весь дом: большое хозяйство и обучение братьев - всё лежало на мне. А меня тогда уже интересовали психология, казусы и проблемы неэффективности педагогики, философия, научная фантастика и зарубежная литература и так далее.

Так что теперь, после получения свободы было время заниматься самообразованием, и я уже на практике догадывался или даже на своём опыте знал, что потенциал ребенка используется не более, чем на 5 %.

Таким образом, когда в 1964 году вышла и стала известна книга Норберта Винера и другие книги по кибернетике, и о ней повсюду стали говорить, мне, как никому другому, была понятна фраза о том, что мозг человека используется лишь на пять процентов...

Я бесконечно удивлялся тому, что педагоги ничего не делают, не предпринимают в этой связи, и решил, что это будет главным делом в моей жизни, хотя было поставлено ещё и много других задач...

Впрочем, думаю, что мои учителя и завуч школы № 47 города Фрунзе, когда меня освобождали, тоже были под влиянием слов кибернетиков о «пяти процентах». Тогда все надеялись на грядущие педагогические открытия. Об этом писали многие газеты и журналы.

Поэтому чтение книг по психологии и философии в районных и научных библиотеках стало для меня лет на пятнадцать постоянным делом.

Но сколько я не искал разумного и научного подхода, так и не нашел. Напротив, Академия педагогических наук, вместо того, чтобы сокращать сроки обучения, попыталась в то время внедрить 12-летку. Как говорил тогда Б.П. Никитин – «для того, чтобы вызвать застой, демографический кризис и разрушить, добить страну!»

Пришлось делать все заново - и педагогику и психологию - исходя из науки - из кибернетики, математики, информатики...

(Павел Викторович Тюленев стал заниматься по своим разработкам с дочкой Олей - мое примечание - О.С.).

Наконец, в 1995 - 1996 году я издал книгу , и она с трудом была пристроена в «Доме педагогической книги», в «Доме медицинской книги» и книжном магазине «Москва»...

Руководители книжных отделов не могли найти ей подходящего раздела, а педагоги даже и возражали - в 1997 году, до моего выступления по телевидению по теме «Читать - раньше, чем ходить» в книжных магазинах Москвы ещё не было ни одного раздела «Раннего развития детей» или чего-то подобного.

Моё впечатление от многочисленных трудов по психологии и педагогике точно выразил доцент кафедры философии Владимир Михайлович Жаринов , приехавший к нам в Центр «Содействие развитию и воспитанию детей» на улицу Тухачевского, дом 32:

Вот более точное его мнение:

«Я вдруг понял, что после прочтения книги «Читать - раньше, чем ходить» всё, что написано до неё по психологии, педагогике и философии - всю «Библиотеку имени Ленина» надо... закатать под асфальт! Там столько ненужного и устаревшего. Те книги только мешают, уводят в сторону, ... отвлекая и не давая результатов...»

Я не виноват - это он сам пришёл и так сказал... Приходили и другие ученые, учителя - из разных уголков страны...»

Счастья Вам и Вашему дому!