Царица кетеван житие. Святая великомученица кетеван, царица кахетинская. Молитва великомученице Кетеване, царице Кахетинской

September 26th, 2014 , 09:32 pm

Святая Кетеван жила в то время, когда Грузия разрывалась между двумя сильными враждующими соседями: Османской империей и Персией при шахе Аббасе Великом (1587-1629). Даже грузинская царская семья разделилась из-за политических разногласий. Одни князья воспитывались в Персии, другие - в Турции. Этим были обусловлены и их предпочтения, часто шедшие вразрез с интересами родины.

Княжна Кетеван, происходившая из картлийской царской семьи Багратидов, вышла замуж за Давида, старшего сына царя Кахетии Александра II. Царствование Давида было непродолжительным. Он умер в 1601 году, оставив сына Теймураза, которого ожидало блестящее будущее. Его отправили к персидскому двору для получения наилучшего образования.

Брат покойного царя Давида, Константин, был человеком низменной души и амбициозным: будучи в Персии, он обратился в ислам и стал шиитом. По наущению шаха Аббаса он убил собственного отца, Александра, и своего младшего брата, Георгия, чтобы править в Кахетии единолично. Совершив эти злодеяния, он предложил Кетеван разделить с ним трон. Отказавшись от низкой сделки, благочестивая царица собрала войско против предателя, и в сражении Константин был убит.

Шах Аббас постоянно интриговал против грузинских христианских царей. В 1614 году он пошел войной на их царства, истребляя и уводя в плен жителей, оскверняя церкви и собственными руками уничтожая кресты и иконы. Луарсаб и Теймураз бежали к царю Имеретии Георгию II, который отказался выдать их персам. Тем не менее, коварный шах Аббас захватил Луарсаба хитростью и заточил в крепости города Шираза, где в 1622 году он был задушен после долгих мучений.

Чтобы расправиться с Теймуразом, шах Аббас в 1615 году захватил территорию Ганджи. Царица Кетеван, мать несчастного царя, отправилась тогда к персидскому двору со своими маленькими внуками, Леваном и Александром, чтобы убедить шаха пощадить Грузию. Шах Аббас согласился при условии, что царевичи останутся в Персии. Впоследствии он приказал их оскопить, от чего старший умер (1620), а младший сошел с ума.

Несчастная царица Кетеван отвергла предложение шаха выйти за него замуж и была брошена в заточение. Десять лет она проводила в заключении подвижническую жизнь, приготовляя себя к мученической кончине. Отказавшись перейти в ислам, святая Кетеван претерпела страшные мучения. Ее тело раздирали раскаленными крюками и вертелами, но перед каждой пыткой она осеняла себя крестным знамением и произносила: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Наконец ей надели на голову чан с горящими углями, причинявшими ужасную боль. Затем палачи убили ее, задушив тетивой. Этот славный мученический подвиг совершился в Ширазе 22 сентября 1624 года.

По преданию, с неба спустились три столпа света и стояли над телом святой Кетеван. Оно было выброшено в городскую сточную яму, но ночью пришли христиане и забрали его, чтобы достойно похоронить. Через год католические монахи нашли могилу святой Кетеван и тело и часть мощей перенесли в Рим в собор святого Петра, а другую часть мощей и главу её отдали Теймуразу, снова взошедшему на трон. Драгоценная святыня была положена в церкви святого Георгия в Алаверди, где она почитается до наших дней .

Недалеко от грузинского села Алаверди, расположенного в Ахметском районе (вблизи города Ахмета в 100 км. от Тбилиси в сторону Чечни ), находится мужской монастырь Алаверди святого Георгия, основанный в VI веке.

Само слово «Алаверди» дословно переводится, как «дарованный богом».

Давным-давно, в начале XI века, царь Квирике — Кахи на том месте, где стояла небольшая церковь Святого Георгия, возвел великолепный кафедральный собор, который считается и по настоящее время одним из крупнейших соборов в Грузии. Изумительная церковь Святого Георгия была основана известной личностью — Иосифом Алавердели, одним из 13 каппадокийских отцов, который основал грузинское монашество.

Придя в Грузию со своим учителем, святым Иоанном Задазнийским, Иосиф Алавердели благополучно остался в Кахетии в совершенно бесплодной и безлюдной Алавердской степи, где вёл жизнь аскета. Его духовная сила была настолько велика, что его обходили стороной даже дикие звери, а красивые степные лани постоянно посещали его и нередко питали его своим чудодейственным молоком.

Однажды, один из знатных кахетинских вельмож во время охоты оказался в бескрайней Алавердской степи. Он был так сильно поражен, когда увидел святого Иосифа, что решил остаться с ним и дал обет Иосифу непременно воздвигнуть величественный храм в полюбившейся Алавердской пустыне, что впоследствии и сделал: заложил фундамент потрясающего Алавердского монастыря.

Чуть позже местное люди узнали о пребывании святого старца в Алаверди. Туда устремились толпы народа, чтобы воочию увидеть его и реально услышать назидания и удивительные проповеди старца. Большинство из тех, кого чрезвычайно привлекала строгая жизнь монаха-пустынника, чудотворения и безграничная любовь старца, с ним оставались здесь. Число пустынников постепенно увеличилось, и образовалась достаточно большая община. Первым добродетельным настоятелем этой братии и был Иосиф Алавердский, который с большой отеческой любовью заботился о братии созданного монастыря и о всестороннем духовном просвещении всей Кахетии. С крестом в руках, Святой Иосиф часто оставляя родное монастырское уединение, отправлялся в разные стороны на проповедь Слова Божия.

В 570 году Иосиф скончался и погребен был здесь же, в храме святого Георгия в Алаверди. На месте старого храма в IХ веке был успешно воздвигнут потрясающий Алавердский собор, в котором, непосредственно слева от превосходного алтаря, у самой его северной стены, под спудом блаженно покоится тело святителя Иосифа. Множество чудотворений происходит на скромной могиле преподобного старца и по, сей день .

Великолепный монастырь Алаверди сразу же стал в Кахетии главным храмом — там была одна из внушительных епархий в Грузии. Не раз, из-за вражеских набегов Алаверди претерпевал сильные разрушения.

Алаверди, изначально был сугубо мужским монастырем, чрезвычайно мощным очагом рукописной и просветительской деятельности, здесь в разное время плодотворно работали очень известные грузинские каллиграфы и писатели.

Здесь в XVII-XVIII столетиях долгое время функционировала женская обитель, где благополучно проживали знатные особы царского рода, реально принявшие иночество. Собор с XI века был и блаженным местом погребения кахетинских царей. Как говорят, здесь же захоронены, когда-то привезенные в Кахетию мужественными монахами-августинцами святые мощи царицы Кетеван .

В головах некоторых людей бывает путаница, связанная с тем, что в Северной Армении есть одноименный город и рядом монастырь Санаин, который иногда ошибочно называют "монастырем Алаверди". По этой же причине к грузинскому храму часто прилагают название "Алаверды", которое представляет собой устаревшее название вышеупомянутого армянского города.

Сейчас монастырь стоит прямо у трассы и представляет собой периметр стен, внутри которого находится собор Святого Георгия, жилые постройки и винохранилище. В настоящее время основная територия закрыта для посещения, а подойти можно только к собору с западной стороны. Собор находится в 20 километрах от центра Телави и в 17 от Ахметы. При этом он находитсяв стороне от основных трасс - например, в 9 километрах от трассы Телави - Ахмета. Это несколько усложняет попадание. Автостопом добраться легко, на машине тоже, а вот автобусами несколько сложнее .

МОЛИТВА

Освети душу мою, многими грехми потемненную, утверди и настави мя, благоухание райское, похвало и украшение иверское, приведи мя молитвами твоими и всесильным ходатайством ко Престолу Отца Небеснаго, немощных чад своих любящаго, и соделай мя, о чадолюбивая мати, гражданином Горняго Иерусалима! Раствори чашу горестей моих утешением небесным и приими от мене, свете очей моих и радосте души моея, сладкопение сие: Радуйся, жемчугом небесным благодати Божией украшенная; радуйся, крепкая заступнице и ходатаице народа твоего! Радуйся, всем падшим быстрое услышание и подаяние помощи; радуйся, царице, за пресладкое имя Господа Иисуса в темнице заключенная! Радуйся, закона и обычая Магометова посрамительнице; радуйся, уничтожительнице коварных замыслов христоборцев! Радуйся, подобно Ангелу ко Престолу Жениха твоего возлетевшая; радуйся, сожительнице небожителей! Радуйся, розо райская, Церковь Православную благоухающая; радуйся, каменю драгий, украшаяй корону и престол иверский! Радуйся, порфиро златая, похваление царей и народа иверскаго; радуйся, души моея утешение! Радуйся, пресладкая надеждо моя на спасение; радуйся, юности моея украшение! Радуйся, освящение старости моея; радуйся, сопутнице души моея посреде горьких воздушных мытарств! Радуйся, сладкоименитая Кетевань, великая заступнице и скорая помощнице!

Кетеван Мученица
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Вероисповедание: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Рождение: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Смерть: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Место погребения: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Династия: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Имя при рождении: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Отец: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Мать: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Супруг: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Дети: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Партия: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Образование: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Учёная степень: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Сайт: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Автограф: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Монограмма : Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Кетева́н Великомученица (груз. ქეთევან დიდმოწამე , ум. 13 сентября г. - царица восточногрузинского царства Кахетия . Происходила из царского рода Багратиони, была правнучкой картлийского царя Константина ( -). Жена царевича Давида, наследника кахетинского царя Александра II ( -); после смерти мужа посвятила себя строительству церквей , монастырей и больниц . Брат Давида, Константин, прозванный Окаянным, перешёл в ислам и в г. по приказу персидского шаха Аббаса I убил своего отца Александра II и брата Георгия. Тела их были по его распоряжению привязаны к верблюдам и привезены Кетеван. Та оплакала утрату и захоронила погибших в соборе Алаверди . Затем Константин приказал Кетеван выйти за него замуж, в случае отказа угрожая ей смертью. В ответ царица собрала верных кахетинцев и разгромила узурпатора и поддерживавших его персов. Константин погиб в сражении вместе со множеством своих людей.

Однако после этого восстания шах Аббас I взял в заложники сына Кетеван, Теймураза , и несколько лет держал его при своём дворе, однако Теймураз хранил стойкость в христианской вере и был в конце концов отпущен. Через какое-то время шах стал угрожать тем, что обратит Грузию в руины. Желая предотвратить войну, царица Кетеван решила сама отправиться к шаху с богатыми дарами и даже предложить себя в заложницы. В Исфахане её вместе с внуками - Александром и Левани - бросили в темницу, где она провела 10 мучительных лет. Шах обещал сделать её царицей Персии, если только она примет ислам. Однако ни пытки, ни подкуп не могли поколебать её твёрдость в вере. Наконец, 13 сентября г., после пыток раскалёнными щипцами, её сожгли.

Обугленные останки мученицы были следующей ночью похищены португальскими миссионерами -августинцами , которые скрывали их в течение трёх лет и в г., наконец, доставили в индийский город Гоа , где захоронили в часовне католического . Фрагменты мощей были также переданы ими сыну Кетеван, царю Теймуразу I, который заложил их под алтарь в соборе Алаверди , и отвезены в Рим . Тогда же Грузинская Православная Церковь канонизировала царицу Кетеван, причислив её к лику великомучеников ; её литургическая память совершается 13 сентября (в Русской Церкви - под русифицированным именем Кетевана).

Останки Кетеван были вновь обнаружены при проведении раскопок в в Гоа (саркофаг лежал в нише монастырской часовни, но после обрушения монастыря упал и разбился, мощи были найдены рядом с ним).

В настоящее время проведён ДНК-анализ мощей, но по-прежнему необходим ДНК-анализ той части мощей, которая находится в Грузии, для того чтобы можно было с уверенностью сказать, что эти фрагменты действительно принадлежат Кетеван.

Царица Кетеван - героиня ряда произведений как грузинских (в том числе написанных её сыном Теймуразом), так и европейских авторов.

Напишите отзыв о статье "Кетеван Мученица"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Кетеван Мученица

– Это тоже здесь... Только чуточку ниже, – успокоила её я. – Вот увидите, сейчас мы его найдём.
Мы «проскользнули» чуть глубже, и я уже готова была увидеть обычную «жутко-гнетущую» нижнеастральную реальность, но, к моему удивлению, ничего похожего не произошло... Мы попали в довольно таки приятный, но, правда, очень хмурый и какой-то печальный, пейзаж. О каменистый берег тёмно-синего моря плескались тяжёлые, мутные волны... Лениво «гонясь» одна за другой, они «стукались» о берег и нехотя, медленно, возвращались обратно, таща за собой серый песок и мелкие, чёрные, блестящие камушки. Дальше виднелась величественная, огромная, тёмно-зелёная гора, вершина которой застенчиво пряталась за серыми, набухшими облаками. Небо было тяжёлым, но не пугающим, полностью укрытым серыми, облаками. По берегу местами росли скупые карликовые кустики каких-то незнакомых растений. Опять же – пейзаж был хмурым, но достаточно «нормальным», во всяком случае, напоминал один из тех, который можно было увидеть на земле в дождливый, очень пасмурный день... И того «кричащего ужаса», как остальные, виденные нами на этом «этаже» места, он нам не внушал...
На берегу этого «тяжёлого», тёмного моря, глубоко задумавшись, сидел одинокий человек. Он казался совсем ещё молодым и довольно-таки красивым, но был очень печальным, и никакого внимания на нас, подошедших, не обращал.
– Сокол мой ясный... Тристанушка... – прерывающимся голосом прошептала Изольда.
Она была бледна и застывшая, как смерть... Стелла, испугавшись, тронула её за руку, но девушка не видела и не слышала ничего вокруг, а только не отрываясь смотрела на своего ненаглядного Тристана... Казалось, она хотела впитать в себя каждую его чёрточку... каждый волосок... родной изгиб его губ... тепло его карих глаз... чтобы сохранить это в своём исстрадавшемся сердце навечно, а возможно даже и пронести в свою следующую «земную» жизнь...
– Льдинушка моя светлая... Солнце моё... Уходи, не мучай меня... – Тристан испуганно смотрел на неё, не желая поверить, что это явь, и закрываясь от болезненного «видения» руками, повторял: – Уходи, радость моя... Уходи теперь...
Не в состоянии более наблюдать эту душераздирающую сцену, мы со Стеллой решили вмешаться...
– Простите пожалуйста нас, Тристан, но это не видение, это ваша Изольда! Притом, самая настоящая...– ласково произнесла Стелла. – Поэтому лучше примите её, не раньте больше...
– Льдинушка, ты ли это?.. Сколько раз я видел тебя вот так, и сколько терял!... Ты всегда исчезала, как только я пытался заговорить с тобой, – он осторожно протянул к ней руки, будто боясь спугнуть, а она, забыв всё на свете, кинулась ему на шею и застыла, будто хотела так и остаться, слившись с ним в одно, теперь уже не расставаясь навечно...
Я наблюдала эту встречу с нарастающим беспокойством, и думала, как бы можно было помочь этим двум настрадавшимся, а теперь вот таким беспредельно счастливым людям, чтобы хоть эту, оставшуюся здесь (до их следующего воплощения) жизнь, они могли бы остаться вместе...
– Ой, ты не думай об этом сейчас! Они же только что встретились!.. – прочитала мои мысли Стелла. – А там мы обязательно придумаем что-нибудь...
Они стояли, прижавшись друг к другу, как бы боясь разъединиться... Боясь, что это чудное видение вдруг исчезнет и всё опять станет по-старому...
– Как же мне пусто без тебя, моя Льдинушка!.. Как же без тебя темно...

Святая Кетеван жила в то время, когда Грузия разрывалась между двумя сильными враждующими соседями: Османской империей и Персией при шахе Аббасе Великом (1587-1629). Даже грузинская царская семья разделилась из-за политических разногласий. Одни князья воспитывались в Персии, другие - в Турции. Этим были обусловлены и их предпочтения, часто шедшие вразрез с интересами родины.

Княжна Кетеван, происходившая из картлийской царской семьи Багратидов, вышла замуж за Давида, старшего сына царя Кахетии Александра II. Царствование Давида было непродолжительным. Он умер в 1601 году, оставив сына Теймураза, которого ожидало блестящее будущее. Его отправили к персидскому двору для получения наилучшего образования.

Брат покойного царя Давида, Константин, был человеком низменной души и амбициозным: будучи в Персии, он обратился в ислам и стал шиитом. По наущению шаха Аббаса он убил собственного отца, Александра, и своего младшего брата, Георгия, чтобы править в Кахетии единолично. Совершив эти злодеяния, он предложил Кетеван разделить с ним трон. Отказавшись от низкой сделки, благочестивая царица собрала войско против предателя, и в сражении Константин был убит.

В 1606 году юный Теймураз вернулся из Персии и был коронован. Его сосед, картлийский царь Луарсаб II, был с ним в самых лучших отношениях - их объединяла крепкая вера во Христа.

Шах Аббас постоянно интриговал против грузинских христианских царей. В 1614 году он пошел войной на их царства, истребляя и уводя в плен жителей, оскверняя церкви и собственными руками уничтожая кресты и иконы. Луарсаб и Теймураз бежали к царю Имеретии Георгию II, который отказался выдать их персам. Тем не менее, коварный шах Аббас захватил Луарсаба хитростью и заточил в крепости города Шираза, где в 1622 году он был задушен после долгих мучений .

Чтобы расправиться с Теймуразом, шах Аббас в 1615 году захватил территорию Ганджи. Царица Кетеван, мать несчастного царя, отправилась тогда к персидскому двору со своими маленькими внуками, Леваном и Александром, чтобы убедить шаха пощадить Грузию. Шах Аббас согласился при условии, что царевичи останутся в Персии. Впоследствии он приказал их оскопить, от чего старший умер (1620), а младший сошел с ума.

Несчастная царица Кетеван отвергла предложение шаха выйти за него замуж и была брошена в заточение. Десять лет она проводила в заключении подвижническую жизнь, приготовляя себя к мученической кончине. Отказавшись перейти в ислам, святая Кетеван претерпела страшные мучения. Ее тело раздирали раскаленными крюками и вертелами, но перед каждой пыткой она осеняла себя крестным знамением и произносила: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Наконец ей надели на голову чан с горящими углями, причинявшими ужасную боль. Затем палачи убили ее, задушив тетивой. Этот славный мученический подвиг совершился в Ширазе 22 сентября 1624 года.

По преданию, с неба спустились три столпа света и стояли над телом святой Кетеван. Оно было выброшено в городскую сточную яму, но ночью пришли христиане и забрали его, чтобы достойно похоронить. Через год католические монахи нашли могилу святой Кетеван и отдали ее главу Теймуразу, снова взошедшему на трон. Драгоценная святыня была положена в церкви святого Георгия в Алаверди, где она почитается до наших дней.

Г. - царица восточногрузинского царства Кахетия . Происходила из царского рода Багратиони, была правнучкой картлийского царя Константина ( -). Жена царевича Давида, наследника кахетинского царя Александра II ( -); после смерти мужа посвятила себя строительству церквей , монастырей и больниц . Брат Давида, Константин, прозванный Окаянным, перешёл в ислам и в г. по приказу персидского шаха Аббаса I убил своего отца Александра II и брата Георгия. Тела их были по его распоряжению привязаны к верблюдам и привезены Кетеван. Та оплакала утрату и захоронила погибших в соборе Алаверди . Затем Константин приказал Кетеван выйти за него замуж, в случае отказа угрожая ей смертью. В ответ царица собрала верных кахетинцев и разгромила узурпатора и поддерживавших его персов. Константин погиб в сражении вместе со множеством своих людей.

Однако после этого восстания шах Аббас I взял в заложники сына Кетеван, Теймураза , и несколько лет держал его при своём дворе, однако Теймураз хранил стойкость в христианской вере и был в конце концов отпущен. Через какое-то время шах стал угрожать тем, что обратит Грузию в руины. Желая предотвратить войну, царица Кетеван решила сама отправиться к шаху с богатыми дарами и даже предложить себя в заложницы. В Исфахане её вместе с внуками - Александром и Левани - бросили в темницу, где она провела 10 мучительных лет. Шах обещал сделать её царицей Персии, если только она примет ислам. Однако ни пытки, ни подкуп не могли поколебать её твёрдость в вере. Наконец, 13 сентября г., после пыток раскалёнными щипцами, её сожгли.

Обугленные останки мученицы были следующей ночью похищены португальскими миссионерами -августинцами , которые скрывали их в течение трёх лет и в г., наконец, доставили в индийский город Гоа , где захоронили в часовне католического . Фрагменты мощей были также переданы ими сыну Кетеван, царю Теймуразу I, который заложил их под алтарь в соборе Алаверди , и отвезены в Рим . Тогда же Грузинская Православная Церковь канонизировала царицу Кетеван, причислив её к лику великомучеников ; её литургическая память совершается 13 сентября (в Русской Церкви - под русифицированным именем Кетевана).

Останки Кетеван были вновь обнаружены при проведении раскопок в в Гоа (саркофаг лежал в нише монастырской часовни, но после обрушения монастыря упал и разбился, мощи были найдены рядом с ним).

В настоящее время проведён ДНК-анализ мощей, но по-прежнему необходим ДНК-анализ той части мощей, которая находится в Грузии, для того чтобы можно было с уверенностью сказать, что эти фрагменты действительно принадлежат Кетеван.

Царица Кетеван - героиня ряда произведений как грузинских (в том числе написанных её сыном Теймуразом), так и европейских авторов.

Напишите отзыв о статье "Кетеван Мученица"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Кетеван Мученица

При слабом свете, к которому однако уже успел Пьер приглядеться, вошел невысокий человек. Видимо с света войдя в темноту, человек этот остановился; потом осторожными шагами он подвинулся к столу и положил на него небольшие, закрытые кожаными перчатками, руки.
Невысокий человек этот был одет в белый, кожаный фартук, прикрывавший его грудь и часть ног, на шее было надето что то вроде ожерелья, и из за ожерелья выступал высокий, белый жабо, окаймлявший его продолговатое лицо, освещенное снизу.
– Для чего вы пришли сюда? – спросил вошедший, по шороху, сделанному Пьером, обращаясь в его сторону. – Для чего вы, неверующий в истины света и не видящий света, для чего вы пришли сюда, чего хотите вы от нас? Премудрости, добродетели, просвещения?
В ту минуту как дверь отворилась и вошел неизвестный человек, Пьер испытал чувство страха и благоговения, подобное тому, которое он в детстве испытывал на исповеди: он почувствовал себя с глазу на глаз с совершенно чужим по условиям жизни и с близким, по братству людей, человеком. Пьер с захватывающим дыханье биением сердца подвинулся к ритору (так назывался в масонстве брат, приготовляющий ищущего к вступлению в братство). Пьер, подойдя ближе, узнал в риторе знакомого человека, Смольянинова, но ему оскорбительно было думать, что вошедший был знакомый человек: вошедший был только брат и добродетельный наставник. Пьер долго не мог выговорить слова, так что ритор должен был повторить свой вопрос.
– Да, я… я… хочу обновления, – с трудом выговорил Пьер.
– Хорошо, – сказал Смольянинов, и тотчас же продолжал: – Имеете ли вы понятие о средствах, которыми наш святой орден поможет вам в достижении вашей цели?… – сказал ритор спокойно и быстро.
– Я… надеюсь… руководства… помощи… в обновлении, – сказал Пьер с дрожанием голоса и с затруднением в речи, происходящим и от волнения, и от непривычки говорить по русски об отвлеченных предметах.
– Какое понятие вы имеете о франк масонстве?
– Я подразумеваю, что франк масонство есть fraterienité [братство]; и равенство людей с добродетельными целями, – сказал Пьер, стыдясь по мере того, как он говорил, несоответственности своих слов с торжественностью минуты. Я подразумеваю…
– Хорошо, – сказал ритор поспешно, видимо вполне удовлетворенный этим ответом. – Искали ли вы средств к достижению своей цели в религии?
– Нет, я считал ее несправедливою, и не следовал ей, – сказал Пьер так тихо, что ритор не расслышал его и спросил, что он говорит. – Я был атеистом, – отвечал Пьер.
– Вы ищете истины для того, чтобы следовать в жизни ее законам; следовательно, вы ищете премудрости и добродетели, не так ли? – сказал ритор после минутного молчания.
– Да, да, – подтвердил Пьер.
Ритор прокашлялся, сложил на груди руки в перчатках и начал говорить:
– Теперь я должен открыть вам главную цель нашего ордена, – сказал он, – и ежели цель эта совпадает с вашею, то вы с пользою вступите в наше братство. Первая главнейшая цель и купно основание нашего ордена, на котором он утвержден, и которого никакая сила человеческая не может низвергнуть, есть сохранение и предание потомству некоего важного таинства… от самых древнейших веков и даже от первого человека до нас дошедшего, от которого таинства, может быть, зависит судьба рода человеческого. Но так как сие таинство такого свойства, что никто не может его знать и им пользоваться, если долговременным и прилежным очищением самого себя не приуготовлен, то не всяк может надеяться скоро обрести его. Поэтому мы имеем вторую цель, которая состоит в том, чтобы приуготовлять наших членов, сколько возможно, исправлять их сердце, очищать и просвещать их разум теми средствами, которые нам преданием открыты от мужей, потрудившихся в искании сего таинства, и тем учинять их способными к восприятию оного. Очищая и исправляя наших членов, мы стараемся в третьих исправлять и весь человеческий род, предлагая ему в членах наших пример благочестия и добродетели, и тем стараемся всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире. Подумайте об этом, и я опять приду к вам, – сказал он и вышел из комнаты.

Свя-тая ве-ли-ко-му-че-ни-ца Ке-те-ва-на про-ис-хо-ди-ла из цар-ского ро-да Баг-ра-ти-о-ни и бы-ла пра-внуч-кой ца-ря Кар-та-лин-ско-го Кон-стан-ти-на (1469-1505). Став су-пру-гой Да-ви-да, на-след-ни-ка ца-ря Ка-хе-тин-ско-го Алек-сандра II (1577-1605), она са-ма пра-ви-ла цар-ством. Глу-бо-кое бла-го-че-стие ца-ри-цы про-яви-лось в осо-бен-ном по-пе-че-нии о нуж-дах Гру-зин-ской Церк-ви, в по-стро-е-нии хра-мов, при-ютов и стран-но-при-им-ных до-мов. По-сле смер-ти му-жа свя-тая Ке-те-ва-на по-се-ли-лась в уеди-не-нии.

Брат ее му-жа Кон-стан-тин (про-зван-ный Ока-ян-ным) при-нял ма-го-ме-тан-ство и по на-у-ще-нию ша-ха Аб-ба-са I по-до-слал убийц к пре-ста-ре-ло-му от-цу, ца-рю Алек-сан-дру II, и бра-ту его Ге-ор-гию. Со-вер-шив пре-ступ-ле-ние, Кон-стан-тин ве-лел по-ло-жить те-ла уби-тых на вер-блю-дов и от-пра-вить их к ца-ри-це Ке-те-ване. Ужас-нув-шись зло-де-я-нию, ца-ри-ца опла-ка-ла без-вин-ных стра-даль-цев и по-хо-ро-ни-ла их в Алаверд-ском со-бо-ре. Нече-сти-вец, од-на-ко, по-сяг-нул на ее чест-ное вдов-ство и по-про-сил ее ру-ки, при-гро-зив в слу-чае от-ка-за при-нуж-де-ни-ем.

Ца-ри-ца Ке-те-ва-на со-бра-ла ка-хе-тин-цев и вы-сту-пи-ла про-тив Кон-стан-ти-на, раз-би-ла ве-ро-от-ступ-ни-ка и нече-стив-ца. Он на-шел бес-слав-ную смерть со мно-же-ством пер-сид-ско-го вой-ска. Под муд-рым прав-ле-ни-ем ца-ри-цы Ке-те-ва-ны в Ка-хе-тии во-дво-ри-лись мир и спра-вед-ли-вость. Шах Аб-бас I воз-вра-тил ей сы-на Тей-му-ра-за, ко-то-рый хо-тя и жил несколь-ко лет при его дво-ре в ка-че-стве за-лож-ни-ка, но со-хра-нил пра-во-слав-ную ве-ру в чи-сто-те. Впо-след-ствии шах Аб-бас, угро-жая Гру-зии опу-сто-ше-ни-ем, при-ну-дил ка-хе-тин-ских фе-о-да-лов к вы-да-че знат-ных за-лож-ни-ков. В их чис-ле по доб-ро-воль-но-му со-гла-сию ока-за-лась и ца-ри-ца Ке-те-ва-на. Же-лая от-вра-тить бе-ды от гру-зин-ско-го на-ро-да и Свя-той Церк-ви, она при-бы-ла в Ис-па-гань. Шах Аб-бас пред-ло-жил бла-го-вер-ной ца-ри-це при-нять ма-го-ме-тан-ство, но по-лу-чил ре-ши-тель-ный от-каз. То-гда ца-ри-ца Ке-те-ва-на бы-ла бро-ше-на в тем-ни-цу, где про-ве-ла де-сять лет, ис-пол-нен-ных му-чи-тель-ны-ми стра-да-ни-я-ми. Ни па-ко-сти от пер-сид-ских при-двор-ных, ни хит-рые пред-ло-же-ния ша-ха воз-ве-сти ее в ца-ри-цы пер-сид-ско-го го-су-дар-ства, ни пред-ла-га-е-мые ей ве-ли-кие со-кро-ви-ща, ни про-ше-ния и мо-ле-ния при-двор-ных и пер-сид-ской зна-ти по-ща-дить се-бя, про-из-не-ся лишь од-но хуль-ное сло-во на Хри-ста, - ни-что не мог-ло по-ко-ле-бать стра-да-ли-цы Хри-сто-вой. Ее пы-та-ли рас-ка-лен-ны-ми кле-ща-ми, по-ве-сив кре-сто-об-раз-но на де-ре-ве. На го-ло-ву свя-той му-че-ни-цы на-де-ли рас-ка-лен-ный до-крас-на же-лез-ный ко-тел. Гу-стой дым от за-го-рев-ших-ся во-лос и всей го-ло-вы под-нял-ся вверх, и бла-жен-ная му-че-ни-ца пре-да-ла Бо-гу свя-тую свою ду-шу 13 сен-тяб-ря 1624 го-да.

Три свет-лых стол-па, опу-стив-ши-е-ся на те-ло свя-той Ке-те-ва-ны, зна-ме-но-ва-ли ее ду-хов-ную по-бе-ду. Мо-щи свя-той ца-ри-цы Ке-те-ва-ны бы-ли пе-ре-не-се-ны в Рим, в со-бор свя-то-го апо-сто-ла Пет-ра, мо-на-ха-ми Ав-гу-стин-ско-го ор-де-на, быв-ши-ми сви-де-те-ля-ми ее ис-по-вед-ни-че-ско-го по-дви-га. Ча-сти мо-щей (чест-ная гла-ва и пра-вая ру-ка му-че-ни-цы) бы-ли пе-ре-да-ны ав-гу-стин-ски-ми мо-на-ха-ми ца-рю Тей-му-ра-зу I и по-ло-же-ны под пре-сто-лом Алаверд-ско-го со-бо-ра свя-то-го ве-ли-ко-му-че-ни-ка Ге-ор-гия в Ка-хе-тии. Ка-то-ли-кос-пат-ри-арх За-ха-рия (1613-1630) при-чис-лил ве-ли-ко-му-че-ни-цу к ли-ку свя-тых и уста-но-вил ее па-мять 13 сен-тяб-ря.

Молитвы

Тропарь великомученице Кетеване, царице Кахетинской

А́гница Твоя́, Иису́се, Кетева́на,/ зове́т ве́лиим гла́сом:/ Тебе́, Женише́ мой, люблю́/ и, Тебе́ и́щущи, страда́льчествую,/ и сраспина́юся, и спогреба́юся Креще́нию Твоему́,/ и стражду́ Тебе́ ра́ди, я́ко да ца́рствую в Тебе́,/ и умира́ю за Тя, да и живу́ с Тобо́ю;/ но, я́ко же́ртву непоро́чную, приими́ мя с любо́вию, поже́ршуюся Тебе́./ Тоя́ моли́твами,// я́ко Ми́лостив, спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Агница Твоя, Иисусе, Кетевана взывает громогласно: «Тебя, Жених мой, люблю, и, Тебя ища, страдаю, и распинаюсь и погребаюсь с Тобою в Твоем крещении, и терплю муки за Тебя, да царствую в Тебе, и умираю за Тебя, чтобы и жить с Тобою; но, прими меня как жертву непорочную, с любовью принесенную Тебе!» По ходатайствам ее, как Милостивый, спаси души наши.

Кондак великомученице Кетеване, царице Кахетинской

Храм твой всечестны́й/ я́ко цельбу́ душе́вную обре́тше, вси ве́рнии/ велегла́сно вопие́м ти,/ де́во му́ченице Кетева́но, великоимени́тая,// Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно о всех нас.

Перевод: Храм твой всесвященный обретя как исцеление для душ, все мы, верные, громогласно взываем тебе: «Дева мученица Кетевана, чье имя славно, Христа Бога моли непрестанно о всех нас!»

Молитва великомученице Кетеване, царице Кахетинской

О, светоза́рное свети́ло Це́ркве И́верския, страстоте́рпице сла́вная, великому́ченице цари́це Кетева́не! Освети́ ду́шу мою́, мно́гими грехми́ потемне́нную, утверди́ и наста́ви мя́, благоуха́ние ра́йское, похвало́ и украше́ние и́верское, приведи́ мя́ моли́твами твои́ми и всеси́льным хода́тайством ко Престо́лу Отца́ Небе́снаго, немощны́х ча́д свои́х лю́бящаго, и соде́лай мя́, о чадолюби́вая ма́ти, граждани́ном Го́рняго Иерусали́ма! Раствори́ ча́шу го́рестей мои́х утеше́нием небе́сным и приими́ от мене́, све́те оче́й мои́х и ра́досте души́ моея́, сладкопе́ние сие́: Ра́дуйся, же́мчугом небе́сным благода́ти Бо́жией украше́нная; ра́дуйся, кре́пкая засту́пнице и хода́таице наро́да твоего́! Ра́дуйся, все́м па́дшим бы́строе услы́шание и подая́ние по́мощи; ра́дуйся, цари́це, за пресла́дкое и́мя Го́спода Иису́са в темни́це заключе́нная! Ра́дуйся, зако́на и обы́чая Магоме́това посрами́тельнице; ра́дуйся, уничтожи́тельнице кова́рных за́мыслов христобо́рцев! Ра́дуйся, подо́бно А́нгелу ко Престо́лу Жениха́ твоего́ возлете́вшая; ра́дуйся, сожи́тельнице небожи́телей! Ра́дуйся, ро́зо ра́йская, Це́рковь Правосла́вную благоуха́ющая; ра́дуйся, ка́меню драги́й, украша́яй коро́ну и престо́л и́верский! Ра́дуйся, порфи́ро злата́я, похвале́ние царе́й и наро́да и́верскаго; ра́дуйся, души́ моея́ утеше́ние! Ра́дуйся, пресла́дкая наде́ждо моя́ на спасе́ние; ра́дуйся, ю́ности моея́ украше́ние! Ра́дуйся, освяще́ние ста́рости моея́; ра́дуйся, сопу́тнице души́ моея́ посреде́ го́рьких возду́шных мыта́рств! Ра́дуйся, сладкоимени́тая Кетева́не, вели́кая засту́пнице и ско́рая помо́щнице!