Ахейская греция. Греческие племена Пеласги были, по всей видимости, народом, родственным минойцам, и так же, как и они, входили в эгейскую языковую семью. ** Греки называли себя эллинами, а свою страну - Элладой. Однако оба эти названия в таком значени

Древнегреческая народность распадалась на четыре основных, близко родственных друг другу племени: дорийцев, ионийцев, ахейцев и эолийцев. У древних греков существовал миф о происхождении всех этих четырёх племен от одного предка.

Согласно этой легенде, общим предком всего греческого народа был сын Девкалиона Геллен (Эллин). Его сыновья Дор и Эол были предками дорийского и эолийского племен, а сыновья его третьего сына, Ксуфа, Ион и Ахей, – предками ионийского и ахейского племен. Эти четыре греческих племени занимали во время Троянской войны те области Греции, в которым развилась культурная жизнь следующего периода. Племя эолийцев («смешанных»), подразделяясь на несколько отраслей, жило по Отридскому хребту от истоков Сперхея до Пагасейского залива и до Пелионского хребта. Дорийцы («копьеносцы»), суровые, воинственные охотники, пастухи и земледельцы, сильные привычкою к дисциплине и самообладанием, завоевали себе после долгих странствований прочную оседлость у подошвы Эты, покорив племя дриопов или вытеснив их в восточный Пелопоннес, на мыс Гермиону и в Асину. Область, занятая греками-дорийцами, была невелика. Это была горная страна. Они основали в ней четыре селения, остававшиеся неукрепленными; самое значительное из этих местечек было Эриней. Общим племенным святилищем дорийцев был Дельфийский храм Аполлона .

Греки-дорийцы и эолийцы имели между собою более близкое племенное родство, чем с ионийцами и ахейцами; а эти два племени были близко родственны между собою; ученые полагают, что родство между ионийцами и ахейцами было более тесное, чем родство между дорийцами и эолийцами. Племя ионийцев жило на аттическом полуострове от Марафона до Истма, так что и Мегара была ионийскою землею; острова у тех берегов имели также ионийское население. Ионийцы Аттики мало подвергались нашествиям, потому рано развился у них спокойный, оседлый быт; а при смутах передвижений других племен в Аттике находили убежище себе многие знатные изгнанники; так при переселении фессалиян и дорийцев удалились в Аттику многие не греческие народности: минийцы, пеласгиотиды, лапифы и пр. По северному прибрежью Пелопоннеса, которое в пеласгийские времена называлось Эгиалеей, жили также ионийцы: в этой области они дальше, нежели в Аттике, остались разделенными на мелкие государства. Они составляли двенадцать независимых общин. Впоследствии, эти общины соединились в федерацию. У них рано развилась торговля, промышленность, городской образ жизни. По восточному и по южному приморью Пелопоннеса жило племя ахейцев, имя которым значило, быть может, «благородные». Во времена Атридов оно было самым цивилизованным, самым богатым и могущественным из всех греческих племен, и имели такое преобладающее значение в Греции, что у Гомера имя «ахейцев» служит общим названием греков. Важнейшими из ахейских областей поначалу были Арголида, Лаконика и Элида.

Первоначальная родина и последующее распространение главных греческих племён по Элладе. Красными стрелками показано направление движения эолийцев, синими - дорийцев, розовыми - ионийцев. Фиолетовые стрелки обозначают отступление прежнего негреческого населения перед греками-завоевателями

Но эта карта племенного расселения греков, существовавшая на заре их истории, вскоре сильно изменилась. «После Троянской войны в Элладе происходили переселения племен, так что состояние её было тревожное, беспорядочное», – говорит Фукидид . Нашествиям подвергались в особенности плодородные области, в которых накопление богатства у крупных земледельцев произвело разрозненность сословий, из которой возникали раздоры, ослаблявшие государство. Через несколько десятилетий по смерти ахейских героев Троянской войны произошло передвижение греческих племен, совершенно изменившее прежний порядок дел и имевшее своим результатом то, что в большей части эллинских земель стали владычествовать новые племена. Через шестьдесят лет после падения Трои , греки-фессалийцы, жившие в Феспротии, быть может теснимые вторжением иллирийских племен в их землю, коренную отчизну эллинов, перешли через Пинд и завоевали страну равнин и холмов по среднему течению реки Пенея, получившую теперь название Фессалии. Прежнее население, раздробленное на мелкие общины, не имевшие связи между собою, не могло устоять против бурного натиска горцев, воинственных охотников. Племя победителей разделило между собою земли; покоренные туземцы стали крепостными крестьянами, и, возделывая землю, отдавали часть продуктов своим господам. Этих порабощенных туземцев называли пенестами (бедняками).

Те из туземцев, которые не хотели покориться, были принуждены покинуть родину. Эту судьбу предпочли рабству греки-эолийцы, жившие в юго‑восточной части фессалийской равнины по верхнему течению Пенея и его притоков около города Арны (впоследствии называвшегося Киэрием). Арнейцы не хотели стать рабами, не имели сил выдержать борьбу, потому ушли со своими стадами на юг, через проходы в горах Отрида и Эты, покорили или прогнали орхоменских минийцев, фиванских кадмейцев; фракийцев, живших на юго‑восточном склоне Парнаса и Геликона, завладели плодородною низменностью около Копаидского озера и по реке Асопу, Беотиею, и стали называться по имени её беотийцами. Из прежних жителей её многие предпочли рабству переселение и удалились в Аттику, на Эвбею, на другие острова и прибрежья Эгейского моря.

Этими передвижениями греческих племен был на много веков определен характер быта фессалийского и беотийского населения. Фессалийцы были невосприимчивы к успехам греческой цивилизации. Они любили разводить хороших лошадей, любили конские скачки, охоту, пиры; любили отличаться удальством в мелких междоусобицах; землю их возделывали, стада их пасли их крепостные подданные; ремесленники у них не имели политических прав, считались людьми не принадлежащим к господствующему фессалийскому племени, бывшему одной из отраслей эолийцев. Аристократические роды, происходившие от завоевателей, господствовали в городах и их округах; важнейшими городами были Фарсал, Феры, Краннон и Ларисса. Каждый из этих городов был особым центром политической жизни; прочных связей между ними не было. Владычествовавшие в своих поместьях фессалийские аристократы не любили законного порядка и всегда готовы были драться между собою. В случаях войны против иноземцев они выбирали общего военачальника, называвшегося тагом. Кажется, что сан тага очень рано стал наследственным в роде Алевадов, владевшем Лариссою, и довольно скоро этот род приобрел влияние на всю Фессалию. Фессалийско-эолийская аристократия любила пышность, блеск; гостеприимство и прямодушие были хорошими чертами её нравов. Она держала пенестов в строгой подчиненности, обращаясь с ними презрительно. Но часть приплода стад и часть земледельческих продуктов была предоставляема им, и они могли обзаводиться самостоятельным хозяйством. Греческие и не греческие племена, жившие в горных, малодоступных местностях – фтиотийцы, перребы, энианы, долопы, магнеты, и еще несколько других – сохранили свои земли и личную свободу, но были подвластны фессалийцам и не имели голоса в их совещаниях о делах страны. Эти племена сохраняли первобытный образ жизни, первобытное оружие. Самым значительным из них были фтиотийцы или фтиотийские ахейцы, жившие по склонам Отрида и у Пагасейского залива; у них были города: Птелеон, Галос и Ларисса, Кремаста (Ларисса, нависшая над обрывом скалы).

Области расселение основных греческих племен в Элладе исторической эпохи. Карта

Иначе сложилась общественная жизнь в Беотии у арнейских эолийцев. Культурою прежнего населения, не-греческих племён минийцев и кадмейцев, влиянием цветущих городов была смягчена грубость завоевателей; в них пробудилось влечение к цивилизации, к благоустроенному государственному порядку. Многие из знатных туземных родов, считавшихся происходящими от Кадма или от тех воинов, которые выросли из посеянных им зубов дракона, были приняты греческими завоевателями в состав их аристократии. Эолийцы Беотии не оказали такого влияния на развитие эллинской цивилизации, как ионийцы и дорийцы; но они рано достигли федеративного устройства; знатные землевладельческие роды в Беотии были господами над поселянами своих имений; но было у беотийцев и сословие свободных земледельцев, было свободное городское население. У этого греческого племени было уважение к власти избираемых ими правителей, потому существовал прочный государственный порядок; он сохранял патриархальный характер.

Эолийская Беотия имела федеративное устройство. Орхомен, Коронея, Галиарт, Копы, Танагра, Феспии, Платея, другие города, были, каждый с принадлежащими к его округу селениями, особые государства, и пользовались взаимностью в управлении своими внутренними делами. Но они образовали племенной союз, главою которого были Фивы. Фиванцы говорили, что большая часть других беотийских городов основаны ими, что поэтому гегемония принадлежит Фивам, как метрополии. Общие религиозные праздники и союзный храм в Коронее поддерживали в беотийских эолийцах сознание национального единства. В первые столетия после завоеваний, у фиванцев и в основанных ими городах были цари; но монархическое правление рано заменилось аристократическим; членами правительствующего сословия были богатые землевладельцы знатных фамилий; наследственность их прав постепенно привела к строгой олигархии. Цари собирали своих товарищей по оружию на пиры во дворце; при аристократическом правлении взамен образовались товарищества для общих обедов; на покрытие расходов каждый член делал определенный взнос. Этот обычай содействовал развитию любви к пирам, и беотийские эолийцы считались в Греции гастрономами, которые слишком любят пировать и пить. Беотийские аристократы усиленно занимались военными упражнениями, любили и верховую езду, и езду на колесницах. Фиванские герои Геракл и Иолай, основатели и покровители атлетического искусства, были идеалами беотийских и всех греческих аристократов, славившихся и физическою силою, и храбростью, и мастерством в конной службе и в службе тяжеловооруженной пехоты. Фивы строго наблюдали за тем, чтобы другие города подчинялись их гегемонии; в племенной беотийской федерации было больше прочности и единства, чем в других греческих федерациях. Фиванский правительственный совет, местом заседаний которого была Кадмея (Фиванский акрополь), владычествовал над советом эолийско-беотийского союза; в коллегии беотархов, правителей и военачальников союза, всегда было несколько человек фиванцев.

Борьба пришельцев с прежним населением еще не совсем окончилась в Фессалии и Беотии, когда пошло в Пелопоннес со своей первоначальной родины племя дорийцев . Это было, по сведениям греческих историков, через 80 лет после Троянской войны.

Какие черты критской цивилизации были восприняты ми­кенской цивилизацией?

1. Ахейцы завоёвывают Грецию. Как и на Крите, в Греции сначала жило негреческое население. Неизвест­но, на каком языке говорили эти люди.

На рубеже 3-го и 2-го тысячелетий до н. э. с севера сюда вторглись гре­ки-ахейцы.

Ахейцы находились на более низком уровне развития, чем завоёванное ими население Греции. Но прошло вре­мя, и ахейцы тоже научились изготов­лять орудия труда и оружие из бронзы. С 16 века до н. э. в Греции начинается подъём хозяйства и культуры. По имени греков-ахейцев эту цивилизацию учёные назвали ахейской. Иногда её именуют микенской по названию самого сильного из государств - Микен (в Пелопоннесе).

2. Твердокаменный Тиринф. Основны­ми центрами в Греции, как и на Крите, были дворцы. Археологи раскопали не­которые из них - в Тирйнфе, Пйлосе, Микенах. Все они меньшего размера, чем критские. В отличие от критских почти все дворцы были укреплены и яв­лялись настоящими крепостями. Особен­
но поражает своей мощью крепость Ти- ринфа. Стены её сложены из огромных каменных глыб. Толщина стен достигала 4,5 м, высота - 7 м.

3. Златообильные Микены. Центром самого сильного государства были Ми­кены. На высоком холме находился дво­рец, окружённый мощными стенами с воротами.

Археологи раскопали также захороне­ния, в которых обнаружили сказочные богатства. Греки того времени, как и жители стран Древнего Востока, верили, что после смерти люди продолжают жить в другом мире. В могилах микенских ца­рей лежало множество вещей из золота, серебра, слоновой кости: украшения, по­суда, оружие. Не зря греки в своих ми­фах называли Микены златообильными.

Но самыми удивительными находками оказались золотые маски. Они покрывали лица умерших и являлись, вероятно, их портретами. Глядя на маски, мы можем представить, как выглядели эти цари.

4. Дворец в Пилосе. Хорошо сохра­нился дворец в Пилосе. Самая интерес­ная находка, сделанная при раскопках в

Пилосе, - архив. В то время использовали для письма глиняные таблички. Поскольку Пилос погиб от пожара, то эти таблички оказались обожжёнными, стали очень твёрдыми и хорошо сохранились.

Благодаря пилосским табличкам мы узнали о хозяйстве и поли­тическом устройстве государств ахейской Греции. В дворцовом хозяйстве трудилось много рабов, среди которых было больше женщин. Многие рабыни записаны со своими детьми. Например, на одной та­бличке написано: «Прядильщиц женщин 37, девочек 26, мальчиков 16». Крестьяне были обязаны платить налоги и выполнять различные повин­ности в пользу дворца. За этим следили чиновники. Особенно тщательно учитывали металл, потому что он имел большое значение в хозяйствен­ной жизни.



5. Государства ахейской Греции. По своему устрой­ству они напоминали государства на Древнем Востоке. Во главе каждого государства стоял царь. Далее шли жрецы и многочисленные чиновники. Следующую сту­пень в этой пирамиде занимали жители деревень.

Они не принимали никакого участия в управлении государ­ством. На низшей ступени стояли рабы, занятые на раз­личных работах во дворцовом хозяйстве.

6. Культура ахейской Греции. В документах из ахей­ских архивов упоминаются боги, в которых и позднее верили греки: Зевс, Посейдон, Дионис и некоторые дру­гие.

Хотя настенная живопись дворцов имеет много обще­го с критской, есть одно важное отличие: здесь чаще все­го изображаются сборы на войну, выезды на колесни­цах, сражения. Поражает обилие кровавых сцен войны и охоты. Военная тема - самая любимая для ахейцев.

ЕЗ

7. Воины и войны. Микенские цари стремились за­хватить чужие богатства и для этого совершали походы. В случае удачи они возвращались домой с богатой до­
бычей. Знатные ахейцы вое­вали на колесницах, бронзо­вые панцири защищали их от вражеских ударов. А про­стые воины были пехотин­цами, их защищали только кожаные нагрудники.

Ахейцы постепенно ста­ли большой силой. Они ве­ли оживлённую торговлю и занимались пиратством. В 14-13 веках до н. э. ими был основан ряд поселений на побережье Малой Азии и на соседних островах.

Самой большой и известной войной, которую вели ахей­цы, была Троянская война.

Царь Микен Агамемнон создал союз ахейских госу­дарств, который совершил морской поход против Трои - города на северо-западе Малой Азии. После длительной осады греки захватили и разрушили город.

Раньше считали, что Троянская война - миф. Но многолетние археологические раскопки Трои подтверди­ли реальность этой войны. Правда, учёные спорят о её датировке. Вероятнее всего, Троя погибла в огне пример­но в середине 13 века до н. э.

Вспомните, какие державы Древнего Востока постоянно вели за­хватнические войны.

8. Дорийское завоевание. Вскоре погибли и ахейские дворцы. Недалеко от ахейцев, на севере Балканского по­луострова, обитали различные племена. В конце 13 ве­ка до н. э. огромная масса этих племён устремилась на юг, в Грецию. На своём пути пришельцы захватили и разрушили множество дворцов и поселений. Микенская цивилизация погибла.

Основная часть племён затем вернулась назад, но пле­мя греков-дорийцев поселилось в Пелопоннесе.

Миф о Троянской войне

Началась Троянская война из-за яблока. Как-то на свадебный пир не пригласили богиню раздора Ириду. Богиня рассердилась и решила отомстить. Она бросила пирующим золотое яблоко с надписью «самой прекрасной». Тотчас заспорили между собой три богини - Гера, Афина и Афродита. Рассудить их Зевс велел Парйсу - сыну троянского царя Прийма. Гера обещала Парису власть над всей Азией, Афина - славу героя, а Афродита пообе­щала любовь прекраснейшей из женщин. И Парис отдал яблоко ей. Прекраснейшей тогда все считали Елену - жену спартанского царя Менелйя. Афродита помогла Парису похитить Елену и увезти её с собой в Трою.

В страшный гнев пришли Менелай и его брат, могущественный царь Микен Агамемнон, узнав о побеге Елены. Собрали они мно­гих греческих героев, сели на корабли и поплыли к Трое, чтобы отомстить троянцам за обиду и вернуть Елену. Велика и могуча была Троя, неприступны её стены. Девять лет длилась тяжёлая осада Трои ахейцами. Много подвигов соверши­ли за эти годы и греки, и троянцы. То греки подходили к самым стенам Трои, то троянцы теснили их к морю. Троянцам помогала Афродита, а грекам - Гера и Афина. Как взять Трою, придумал Одиссей - самый хитроумный из греков.

Греки сели на корабли и отплыли от берегов Трои. На берегу они оставили огромную деревянную статую коня. Внутри статуи спря­талось несколько греческих воинов.

Глава 11. Троянская война и походы «народов моря»

Историки, обращающиеся к теме Троянской войны, сталкиваются с одним, чрезвычайно затрудняющим исследование, обстоятельством. О разрушении Илиона греками прямо не сообщает ни один источник, кроме их собственных преданий. Ни архивы хеттских царей, ни записи египетских фараонов ничего не говорят о Троянской войне. Как же тогда вписать эту войну в контекст мировой истории? Для специалистов это наиболее острый и не решенный в настоящее время вопрос.

На наш взгляд, все неудачные попытки его решения связаны только с тем обстоятельством, что исследователи игнорируют роль государства Арсава в этом конфликте. Для них в центре рассмотрения находится только город на холме Гиссарлык, а Троянская война выглядит как небольшое военное столкновение, никак не отразившееся на судьбах других государств. Но такой взгляд в принципе неприемлем, хотя бы уже потому, что практически сразу же после завершения Троянской войны в качестве целостного образования перестают существовать и оба могучих противника Арсавы - Хеттская империя и государство ахейцев. Приблизительно в то же самое время происходит знаменитый исход евреев из Египта и начинается расцвет Ассирии. Иными словами, Троянская война обозначает тот временной рубеж, когда политическая карта Средиземноморья, что называется, «трещала по швам».

В конце XIII - начале XII в. до н. э. Египет дважды подвергся нападению племен, которые в самих египетских памятниках связываются с морем и потому получили название «народов моря». Произошли эти события при двух фараонах - соответственно Мернептахе и Рамзесе III. Надписи этих фараонов являются главным источником, сообщающим о нашествии «народов моря».

В пятый год правления фараона Мернептаха (1232 г. до н. э.) во время очередной войны между Египтом и его соседями - лувийцами (ливийцами) последние были поддержаны целым рядом племен, название которых в условном чтении звучит так: лукка, акайваша, турша, шакалуша, шардана. Специалисты уверенно отождествляют первые три имени соответственно с ликийцами, ахейцами и тирсенами (тирренами, троянами). Поселения этих племен существовали на западном побережье Малой Азии, откуда они морем могли проникнуть на территорию Египта. Относительно четвертого народа высказано предположение, что это были сикелы (сикулы) - обитатели острова Сицилии. Мы вполне готовы принять эту точку зрения, но с одним, очень существенным дополнением. Сикелы-шакалуша - это тот же самый народ, который в греческих мифах называют циклопами! В рассматриваемое время они реально проживали на островах в Эгейском и Средиземном морях, вспомним путешествие Одиссея! Этнические корни народа шардана остаются для историков неясными. Известно, что шардана участвовали в битве при Кадеше на стороне египтян, войдя в войско Рамзеса II. При Мернептахе же они изменили своим бывшим союзникам и выступили на стороне «северных народов, пришедших со всех сторон».

В большой надписи из Карнака Мернептах повествует о том, что враги «внезапно проникли в долины Египта к великой реке» и принялись свирепо опустошать страну. Но правитель Египта не медлил: «Его отборнейшие лучники были собраны, его колесницы были приведены со всех сторон» и т. д. Египтяне отразили это нападение, убив более 6200–6300 ливийцев, 1231 акайваша, 740 турша, 220 шакалуша, 200 шардана и 32 лукка. Из этих данных можно заключить, что, по всей видимости, большинство среди пришельцев-«северян» составляли ахейцы, а это свидетельствует о высоком уровне боеспособности ахейцев на тот момент. Далее, поскольку они составляли с малоазийскими народами единое войско, то прибыли они в долину Нила, скорей всего, не из Греции, а из Малой Азии, точнее, из Милета - центра сосредоточения греков-ахейцев в Анатолии. Первый поход «народов моря», очевидно, предшествует по времени Троянской войне, так как ахейцы еще состоят в дружбе с защитниками Трои - троянцами и ликийцами.

В 1194 г. до н. э. последовала новая атака «народов моря». В данном случае египтян атаковали племена пеластов и тевкров. В названии первого из них нельзя не признать имя наших старых знакомых - пеласгов. Античные авторы называли пеласгов первопоселенцами материковой Греции. Ахейцы, пришедшие сюда позже, потеснили пеласгов с части их земель. Мы уже знаем, что пеласги проживали в Малой Азии и они отрядили воинов на защиту Трои. В «Илиаде» упоминается еще пеласгический Аргос в Фессалии, а в «Одиссее» - пеласги, проживающие на Крите. Но их соплеменники населяли также окраинную, северо-западную, область Греции - Эпир. Часть эпирского побережья так и называлась - Палайстин. Думается, что в набеге на Египет все эти различные (греко-малоазийские!) ветви единого народа могли объединяться. Им не суждено было, однако, одержать победу. После неудачи в войне с Рамзесом III пеласты, откатившись на восток, появляются в Библии как воинственные филистимляне, давшие свое имя стране Палестине (тождественное наименованию их эпирской родины).

Богиня земли в западносемитской мифологии - Арцу (Арсу) - приходится дочерью Балу (Бела). Это можно интерпретировать таким образом, что территория, ранее входившая в состав государства Арсава, названного так в честь богини Арсу (древнерусской Яры), впоследствии стала называться Палестина - «Балу-стан», по имени божества Бела, которого пришельцы-пеласги стали считать ее отцом, то есть богом более древним и именитым.

Союзников пеластов - тевкров - традиция связывала с землями Троады. Согласно Геродоту, считавшие себя потомками тевкров пеоны настаивали на своем родстве с троянцами. Сама Троада именовалась также Тевкридой, и в эпоху Геродота маленький троянский этнос гергиты рассматривался как последний реликт древних тевкров. Сохранились даже предания, в которых основателем Трои назывался царь Тевкр, а Дардан выступал его зятем.

В числе ахейцев, штурмовавших Трою, находился знаменитый воин с тем же именем - Тевкр. Отцом его был царь острова Саламин Теламон, а матерью - родная сестра царя Приама Гесиона. История их воссоединения достойна отдельного рассказа. Отец Гесионы Лаомедон в свое время нанял Посейдона и Аполлона потрудиться на благо Троянского края. В течение года первый возводил крепостные стены, а второй пас стада. Но когда наступило время расчета, троянский царь отказался выдать положенную им плату, и даже пригрозил расправой, если они будут ее домогаться. В ответ Посейдон наслал на город морское чудовище. Сражаться с ним троянцы не решились, но, на их счастье, прорицатели выяснили, что от чудовища можно избавиться, пожертвовав ему Гесиону. Тогда Лаомедон распорядился приковать дочь к скале у моря, но еще раньше, чем чудовище, у берегов Трои появился Геракл, возвращавшийся из страны амазонок. Геракл предложил Лаомедону спасти Гесиону, если тот даст ему в награду тех знаменитых коней, которых Зевс подарил Тросу (деду Лаомедона) в качестве выкупа за его сына Ганимеда. Троянский царь дал согласие, но, когда Геракл убил чудовище, снова не сдержал своего обещания и прогнал великого героя, осыпая его угрозами и оскорблениями. Геракл не забыл этой обиды. Спустя некоторое время он собрал своих друзей и на шести кораблях приплыл к Трое, взял ее штурмом и убил Лаомедона. Гесиона досталась другу Геракла Теламону, который впоследствии женился на ней.

Таким образом, саламинский герой Тевкр - сын ахейца и троянки. Данное обстоятельство выделяет его в войске греков. В связи с этим и народ тевкров (имя очень редкое!) воспринимается как воплощение некоторого союза греков-ахейцев и троянцев. Добавим к этому, что родиной мифического первопредка троянцев Тевкра древние предания называют Крит или Афины. Как и в случае пеластов-пеласгов, мы можем заключить, что объединенный поход двух племен на Египет в 1194 г. до н. э. отражает существование в Средиземноморье некоторого греко-троянского союза. Но племя ахейцев в нем уже не фигурирует!

В 1191 г. до н. э. «народы моря» предприняли новое наступление на страну фараонов. В надписях Рамзеса III, относящихся к этому году, говорится о грозном заговоре «северян» на их островах, об их твердой уверенности в осуществлении их грандиозного плана, на самом деле изменившего всю карту Передней Азии. Теперь к пеластам и тевкрам присоединились уже знакомые нам турша-тирсены, шакалуша-сикелы с какими-то группами шардана, а также отряд карийцев - жителей малоазийской области вблизи города Галикарнаса - и южно-малоазийское племя данов-дануним (вполне вероятно, что это данайцы «Илиады»). Все эти народы двигались и сушей, и морем, причем перемещавшиеся по суше везли на повозках свои семьи: это уже был не набег ради добычи, а целенаправленное переселение. Рамзес III сообщает, что на своем пути переселенцы сокрушили страны Хатти, Арсаву и Аласию-Кипр. Египет, правда, устоял, но страх его жители пережили немалый.

Ну, а куда же делись ахейцы? Документы перестают упоминать о них, и мы вправе сделать только один вывод: в период между двумя (1232 г. до н. э. и 1194–1191 гг. до н. э.) походами «народов моря» ахейцы смешались с местными народами, образовав племя тевкров или частью «влившись» в число данов. Троянская же война происходила, по-видимому, после первого набега «народов моря» - приблизительно в конце XIII в. до н. э. Это, так сказать, грубая схема событий, сопутствовавших Троянской войне. Попробуем теперь детализировать ее и приведем дополнительные аргументы в пользу высказанной точки зрения.

На наш взгляд, события развивались следующим образом. К середине XIII в. до н. э. позиции индоевропейских народов (ариев Митанни и Арсавы, хеттов, ливийцев) на Ближнем Востоке значительно ослабли. Утрата митаннийцами ведущих позиций в Северной Месопотамии автоматически привела к усилению политического влияния семитической Ассирии. Не следует забывать также, что XIII в. до н. э. - это время необычайной активизации семитских племен в Палестине. Именно к этому историческому моменту традиция относит знаменитый исход евреев из Египта.

Одним из древнейших народов, проживавших в Палестине, Библия называет рефаимов, жителей Средиземноморской Рутены-Русены. Он назывался так по имени своего родоначальника Рафа (Рута-Руса) и отличался необыкновенной силой и огромным ростом. На языке идиш и сейчас слово «русский» переводится как «рейзен», а «Россия» - как «Рейзя». С рефаимами в Священном Писании иногда соединяются и другие племена, что подчеркивает дружественный характер политики рефаимов-русов по отношению к остальным народам Земли обетованной. Как мы уже говорили, египтяне сумели в значительной степени вытеснить русов из Палестины, но во второй половине II тыс. до н. э. там еще оставались их потомки - ваны-ханаане. В этническом смысле ханаане, по-видимому, составляли уже в значительной степени смешанный с местными племенами и другими пришлыми индоевропейскими племенами (например, хеттами) этнос, но их по-прежнему можно было считать арийско-праславянским «островком» на Ближнем Востоке.

Несмотря на многолетние усилия, египтяне так и не смогли полностью покорить Ханаан. Битва при Кадеше доказала, что индоевропейцы достаточно сильны, чтобы противостоять им в Средиземноморье. Но у египтян на руках еще оставалась «козырная карта». Это был жаждущий самоутверждения на политической сцене еврейский народ. Египетские источники ничего не сообщают об исходе евреев из Египта. Но сама по себе эта акция была чрезвычайно выгодна им. Скорей всего, это была, как мы бы сказали сегодня, тайная операция египетских спецслужб. На территорию сильного и неуступчивого противника направлялась армия переселенцев, заинтересованная в создании своей национальной автономии. При всем при том, как хорошо известно, на территории Ханаана к тому времени уже проживало достаточное количество семитов, которые так или иначе содействовали приходу сюда своих соплеменников.

По версии, изложенной в Библии, евреи не решались вступать в Ханаан, поскольку египетское рабство приучило их народ к трусости, и нужно было выждать, пока подрастет новое поколение, выросшее на свободе. Все правильно, но к этому, пожалуй, следует добавить, что нужно было также и время, чтобы египетские военные инструкторы научили воевать это поколение. И было бы в высшей степени наивно думать, что евреи смогли бы успешно воевать с «людьми-великанами» (их собственное выражение!), если бы не помощь фараонов. Но и у ханаан тоже была мощная поддержка в лице ливийцев, а также индоевропейцев Малой Азии и Северного Средиземноморья, или «народов моря», как их называли египтяне.

В составе этой группы племен не было хеттов. Если к моменту битвы у Кадеша они действительно были ведущей военной силой в Малой Азии и по праву возглавляли союз «народов севера», то к середине XIII в. до н. э. ситуация переменилась. Хетты утратили контроль над западными областями Анатолии, и троянцы и соседствующие с ними страны проводили независимую самостоятельную политику. Греки-ахейцы, укрепившиеся к тому времени в Милете, воспользовавшись отсутствием «единоначалия» в регионе, заявили о себе как о третьей силе. В первом походе «народов моря» в коалиции индоевропейцев, противостоящих Египту и семитам, они, по существу, заняли место хеттов.

В надписи из Карнака фараона Мернептаха присутствует фраза о «презренном вожде», приведшем акайваша-ахейцев в его страну. Вполне вероятно, что здесь имеется в виду вождь ливийцев, и тогда ахейцы выделяются среди всех северных отрядов как основная союзная ливийцам сила, связанная с ними особым договором. Но гораздо вероятнее, что речь в данном случае идет о вожде самих ахейцев, которые опять-таки выделяются среди прочих «северян», о чьих предводителях фараон не сообщает ни слова. Еще поразительнее, однако, следующая деталь. В этой же надписи из Карнака народ акайваша настойчиво противопоставляется ливийцам, не знающим обрезания, как народ, практикующий эту процедуру. Как ни удивляет это свидетельство в сравнении со всем, что известно об обычаях позднейших, исторических греков, но факт знакомства группы ахейцев, наступавших на Египет, с обрезанием сейчас общепризнан. При объяснении этого свидетельства исследователи соглашаются, что такой обычай мог изначально возникнуть у ахейцев Крита под влиянием их соседей на юге Средиземноморья - тех же египтян и семитских народов Леванта. Более логично, однако, на наш взгляд, было бы предположить, что этот обычай усвоили именно те ахейцы, которые переселились в юго-западные районы Анатолии и имели контакты с семитскими народами Палестины и Сирии. Во всяком случае, этим своим «восточным» обычаем контингент ахейцев в составе «народов моря» отличался от остальных членов военного союза.

Первый поход «народов моря» окончился неудачей. Как правило, подобный финал военной кампании предельно обостряет отношения в стане союзников. При этом стоит учесть, что если сикелы-циклопы и ликийцы участвовали в войне с целью помочь сородичам ханаанам-ванам (тем же венетам!), то ахейцев интересовала прежде всего богатая добыча. Они были наемниками! А когда наемное войско не получает награды, оно может обратить оружие и против своих нанимателей. Потери ахейцев в битвах с египтянами были больше, чем у любого другого союзника, потому они могли потребовать от стран - членов «северного союза» дополнительной компенсации за свои потери.

Согласно древнегреческой традиции, битве за Трою предшествовал поход войска Агамемнона в Мисию (область, расположенную южнее Троады). Мисийцы, возглавляемые царем Телефом, оказали достойное сопротивление грекам. Античные авторы признавали полную достоверность этой неудачной для ахейцев кампании. Так, Страбон написал: «…войско Агамемнона, грабя Мисию, как будто Троаду, с позором отступило». Живописный образ Телефа, поднимающего на битву свой народ, вырисовывается в позднем романе Диктиса Критского: «Те, кто первыми спаслись бегством от греков, приходят к Телефу, мол, вторглись многие тысячи врагов и, перебив охрану, заняли берега… Телеф с теми, кто был при нем, и с прочими, кого в этой спешке можно было собрать вместе, быстро идет навстречу грекам, и обе стороны, сомкнув передние ряды, со всей силой вступают в бой…» Аполлодор пересказывает соответствующее место «Киприй» так: «Не зная морского пути в Трою, пристали греки к Мисии и стали ее разорять, думая, что это Троя. А Телеф, царствовавший над мисийцами, погнал эллинов к кораблям и убил многих…» Примечательно, что Аполлодор излагает этот эпизод в едином сюжете «Илиады» и соответственно пишет: «Действительно, поскольку эллины вернулись, иногда говорится, будто война длилась 20 лет: ведь после похищения Елены эллины на второй год приготовились выступить в поход, а после того, как возвратились из Мисии в Элладу, спустя 8 лет они, вновь вернувшиеся в Аргос, отплыли в Авлиду». Это сообщение о традиции включать мисийский поход в историю Троянской войны и отводить на нее в целом 20 лет заслуживает полного доверия, поскольку оно прямо подтверждается свидетельством Гомера, у которого Елена в своем плаче по Гектору восклицает:

Ныне двадцатый год круговратных времен протекает

С оной поры, как пришла в Илион я, отечество бросив…

Кроме того, упоминание о неудачном мисийском походе содержит обращение Ахилла к своему верховному вождю Агамемнону, в котором он в связи с насланной Аполлоном чумой предупреждает:

Должно, Атрид, нам, как вижу, обратно исплававши море,

В домы свои возвратиться, когда лишь от смерти спасемся.

В этом фрагменте Гомер тонко подчеркивает, что армада греческих кораблей однажды уже переплывала Эгейское море в надежде завоевать Трою.

Итак, Троянская война проходила в период между двумя походами «народов моря» (между 1232 и 1194 гг. до н. э.). Длилась же она, согласно традиции, два десятилетия. Относительно точной длительности военных действий можно, разумеется, сомневаться - слишком уж круглые числа фигурируют при расчетах, но, по крайней мере, число «двадцать» должно убедить всех в том, что война носила чрезвычайно затяжной характер. Обратим внимание также, что датировка походов «народов моря» жестко привязана ко времени вступления на трон фараона Мернептаха. Относительно года его воцарения существуют три версии (разброс между самой ранней и самой древней - порядка двух десятков лет). Мы выбираем из них наиболее раннюю, чтобы максимально приблизить дату Троянской войны ко времени пожара в Трое VIIa по Блегену (середина XIII в. до н. э.).

Греческие источники ничего не сообщают о первом походе «народов моря». И это вполне понятно. В нападении на Египет участвовали только те ахейцы, которые проживали в Малой Азии, то есть в Милете и близлежащих к нему областях. Знаменитые греческие цари, ставшие героями «Илиады», равно как и греки материковой части Греции, не имели к первому походу никакого отношения. Это было совместное предприятие ряда малоазийских и северобалканских племен. Ахейцы на тот момент поддерживали дружественные отношения с троянцами, что и зафиксировано в преданиях, сообщающих, что Менелай запросто гостил в Трое, был принят в доме у Париса и именно там троянец договорился с ним об ответном визите в Спарту.

После похищения Елены ахейцы материковой Греции собирают войско, призванное отомстить за поруганную честь Менелая и вернуть ему супругу. Но, удивительное дело, войско Агамемнона высаживается не в Троаде, а несколько южнее - в Мисии. Мифологическая традиция истолковывает это так, что, мол, греки не знали пути в Трою. Но, похоже, что дело в другом. Для успешной войны против Трои воины Агамемнона должны были соединиться с ахейцами Милета. Вероятно, именно их объединенная коалиция и сражалась с мисийцами Телефа. Как мы уже рассказывали, ахейцам не дали продвинуться на север полуострова, и они были вынуждены отплыть назад в Грецию. Им предстояло ждать еще долгих восемь лет, чтобы снова собраться в Авлиде и отправиться в новый поход, теперь уже прямиком в Троаду.

В последние десятилетия некоторые ученые высказали гипотезу, что первый поход «народов моря» включал в себя как составную часть и те сражения, которые впоследствии греки назвали Троянской войной. По этой версии выходит, что Трою штурмовали не одни только греки, а целая группа, в том числе и северобалканских, племен. Такое предположение на первый взгляд гениально решает проблему соотнесения походов «народов моря» с Троянской войной. Ахейцы - участники первого похода «народов моря», и они же - победители в Троянской войне. Оба события происходили примерно в одно и то же время. Так давайте поставим между ними знак равенства! Что ж, так, безусловно, можно поступить, но только при одном условии: надо допустить, что греческие поэты, описывавшие Троянскую войну, в такой степени смешали правду с вымыслом, что к их поэмам не следует относиться как к основополагающим источникам. Если поэты подтверждают данную гипотезу - хорошо, если же нет, то не беда, поскольку это, в конце концов, литература! К примеру, следует признать, что никакие ликийцы Трою не защищали, потому что они - союзники ахейцев в первом походе «народов моря». Но тогда обессмысливается и весь сюжет «Илиады», в которой ликийцы во главе с царем Сарпедоном, Главком и Пандаром бьются насмерть с греками. Согласиться с такой точкой зрения никак нельзя. Тем более что предлагаемая нами реконструкция событий дает непротиворечивое истолкование всем известным греческим и египетским свидетельствам.

Ключевая идея в решении обсуждаемой проблемы состоит в том, что мы выделяем две группы ахейцев - малоазийских, колонизировавших Милет и острова Эгейского моря, и собственно греков, проживавших в материковой части Греции и на Крите. В первом походе «народов моря» участвовали только ахейцы-малоазийцы, или, по-другому, «обрезанные греки». Второй поход происходил уже после окончания Троянской войны. К тому времени войско Агамемнона вволю похозяйничало в Анатолии. Основная задача кампании была решена, и каждое из племен теперь решало свои собственные задачи. Кто-то торопился возвратиться домой, но были и желающие увеличить число поверженных ими врагов и количество награбленных сокровищ. Вот они-то и могли примкнуть к «народам моря» во время их второго похода на Египет.

Как мы уже писали, второе наступление «народов моря» на Египет представляло два последовательных вторжения. Первое в 1194 г. до н. э. было отражено войсками фараона Рамзеса III. Память об этом событии сохранилась в Троянском цикле. Прежде всего, это хорошо прослеживаемая тема высадки ахейского десанта в Египте непосредственно после разрушения Приамовой Трои, как бы в эпилоге Троянской войны, и их сокрушительного разгрома войском египетского правителя.

К этой теме два раза, с небольшими нюансами, обращается Одиссей у Гомера в своих так называемых «лживых рассказах» на Итаке, когда неузнанный царь в обличье нищего рассказывает слушателям различные версии своей вымышленной биографии. В четырнадцатой песне «Одиссеи» он изображает себя побочным сыном некоего знатного критянина, преуспевшим в войнах и набегах и девять лет сражавшимся в Троаде рядом с царем Идоменеем. После возвращения из-под Трои герой рассказа, пробыв в своем доме не более месяца, снаряжает девять кораблей и отбывает со своей дружиной в Египет. Здесь его воины, отправленные на разведку,

Грабить поля плодоносные жителей мирных Египта

Бросились, начали жен похищать и детей малолетних,

Зверски мужей убивая, - тревога до жителей града

Скоро достигла, и сильная ранней зарей собралася

Рать; колесницами, пешими, яркою медью оружий

Поле кругом закипело; Зевес, веселящийся громом,

В жалкое бегство моих обратил, отразить ни единый

Силы врага не поспел, и отвсюду нас смерть окружила;

Многих тогда из товарищей медь умертвила, и многих

Пленных насильственно в град увлекли на печальное рабство.

Их предводитель, однако, увидев вблизи самого египетского царя, успел, отбросив оружие, сдаться лично ему в плен и был увезен во дворец, хотя разъяренные египтяне и грозили критянину смертью. В семнадцатой песне Одиссей пересказывает ту же историю с изменениями. Здесь нет указаний на критское происхождение рассказчика, путь в Египет составляет уже не пять дней, а назван «долгой дорогой», финал же проигранной битвы для побежденного героя оказывается еще более плачевным. Взяв в плен, его продают в рабство на Кипр.

Навряд ли история, рассказанная Одиссем, была абсолютно лживой. Поход какой-то части ахейцев на Египет, по всей видимости, действительно имел место. Но важно отметить при этом, что в нем участвовало не все объединенное войско, а крайне ограниченный контингент. На девяти кораблях не увезешь много воинов, поэтому, скорей всего, некоторая часть ахейцев попросту влилась в ряды пеластов и тевкров, воевавших в 1194 г. до н. э. в Египте.

Видимо, та же тема высадки группы ахейцев после опустошения Трои в Египте воплотилась в известном легендарном сюжете о египетском плавании Менелая. Правда, у Гомера прибытие спартанского царя в Египет имеет случайный, непреднамеренный характер. Буря забрасывает плывущего из Трои Менелая к критским берегам, здесь большинство его кораблей разбивается о скалы, а сам он с пятью кораблями оказывается в Египте, где проживает в доме царя, торгует и посещает другие средиземноморские страны, чтобы через много лет вернуться в свою Спарту. Гораздо интереснее и содержательнее в этом смысле версия, приводимая Геродотом, со ссылками на беседы с египетскими жрецами. По Геродоту, Парис-Александр, спеша в Илион с Еленой и похищенными у греков сокровищами, против воли попал в Египет. Его царь вынуждает троянца оставить в этой стране Елену и остальную добычу (подробнее об этом чуть дальше, в главе о Елене Прекрасной). Но греки, прибыв под стены Илиона, не поверили заверениям троянских тевкров, что в Трое нет ни жены Менелая, ни богатств. Когда же город был разрушен после осады, Менелай, убедившись в справедливости сказанного осажденными, отделился от других ахейцев и направился со своими кораблями в Египет. Здесь египтяне выдали ему Елену и сокровища, но вскоре между ними и ахейским вождем вспыхнула вражда, ибо, задерживаемый в Египте отсутствием попутного ветра, Менелай принес в жертву ветрам египетских детей. Преследуемый египтянами, желающими отомстить за злодейства, он бежал в Ливию.

Как и в истории Менелая, так и в «лживых» рассказах Одиссея ахейцы появляются в Египте сразу же после ухода из Трои и в обоих случаях прибывают со стороны Крита, что можно сопоставить с настойчивыми упоминаниями об островах «народов моря» в египетских надписях. Оба раза это лишь небольшой отряд, который в одиночку не может решить крупных военных задач. Кроме того, до походов Александра Македонского только для эпохи «народов моря» достоверно зафиксировано вооруженное вступление греков (ахейцев, тевкров, данайцев) в Египет с грабительскими и завоевательными целями. Поэтому у нас есть все основания соотнести рассказы Одиссея и историю о прибытии Менелая в страну Нила с событиями 1194 г. до н. э. Все, как говорится, встало на свои места, как только мы разделили ахейцев на две части - участвовавших в первом походе «народов моря» (малоазийских) и не участвовавших (воины Агамемнона). Не надо, однако, полагать, что греки в сражениях с египтянами терпели только неудачи. Часть из них, известная под именем данайцев, была вовлечена в победную кампанию «народов моря» в 1191 г. до н. э.

Народ данайцев (данунов, данунитов) был известен египтянам как минимум с середины XV в. до н. э. Их имя присутствует в текстах конца правления Тутмоса III, а также в надписи из погребального храма Аменхотепа III (начало XIV в. до н. э.). Если этническое имя ахейцы (акайваша) появляется в египетских надписях очень поздно и лишь один раз, при Мернептахе (вторая половина XIII в. до н. э.), то данайцев египтяне узнали намного раньше. В хеттском документе, относимом к началу XVI в. до н. э., упоминается южноанатолийская страна Адана. В связи с этим возникает вопрос: какое отношение имеют малоазийские данайцы к грекам-ахейцам и данайцам Гомера?

Исследователи предлагают в качестве ответа самые разные мнения, есть даже предложение рассматривать данунитов как исконно анатолийский этнос, не имеющий ничего общего с греками-данайцами. Но думается, что это чересчур крайняя позиция. Другое дело, что факты существования данайцев на юго-западе Анатолии начиная с XVI в. до н. э. и их участие на стороне греков в Троянской войне требуют объяснения.

Чтобы разрешить загадку появления данайцев в Анатолии, мы предлагаем вспомнить об арийском племени синдов, которых фракийцы называли ксанфиями, а Гомер синтийцами. Ранее мы уже высказали мысль, что они вместе с ликийцами проникли в Южную Анатолию и по их имени была названа главная река и столица Ликии - Ксанф. По-арийски название синды можно перевести как «речные люди». С другой стороны, в более широком, индоевропейском контексте слово «река» звучало как «дану» - отсюда названия Дунай, Днестр, Днепр, Дон. Таким образом, после слияния с другими индоевропейскими племенами (хеттами и греками, проникавшими в Малую Азию) синды-ксанфии могли превратиться в данайцев-данунитов. Страна Адана находилась напротив Кипра. Как и этот остров, она, начиная с середины II тыс. до н. э., стала местом столкновений хеттов, ахейцев и стран Арсавы. В Троянской войне ахейцев против стран Арсавы (при фактическом нейтралитете хеттов) данайцы приняли сторону греков.

В связи с участием ахейцев и данайцев в походах «народов моря» важно привлечь к рассмотрению также миф о лидийском царе Мопсе (Моксе), завоевавшем сразу после Троянской войны всю Южную Анатолию, включая Киликию и Памфилию (страны на юге Анатолии), а затем вторгшемся в Сирию и дошедшем до Финикии. По преданию, сподвижниками Мопса были ахейцы во главе с аргивянином Амфилохом и прорицателем Калхасом, которые после завоевания Трои пешком двинулись из сожженного города в Лидию. Там Калхас стал состязаться с Мопсом в искусстве прорицания, но, проиграв спор, умер. Амфилох же пошел воевать в Киликию, где они вместе основали ряд городов. Позднее греки-памфилийцы считались потомками ахейских союзников Мопса. Сенсационный интерес к фигуре царя Мопса привлекла надпись IX–VIII вв. до н. э. из Кара-тепе (юг Анатолии). Она составлена киликийским царем Аситаваддой на иероглифическом лувийском и финикийском языках. В ней имя подвластного Аситавадде народа «дануним» сочетается с обозначением династии, к которой принадлежал этот царь, в качестве «дома Мопса». На этом основании ряд ученых отождествил подвластных «дому Мопса» данунимов с греческими данайцами и включил в этот малоазийский этнос греков-ахейцев, перешедших после взятия Илиона под власть Мопса и помогавших ему в создании царства на юге полуострова. В то же время, поскольку народ данунимов нападал на Египет вместе с тевкрами и пеластами, Мопс стал трактоваться как вождь крупного войска, в значительной степени состоявшего из данайцев и дошедшего до Сирии и Палестины в числе «народов моря».

Подведем, наконец, итоги. Вторжение ахейцев Греции и Крита в Анатолию вклинивается по времени между двумя походами «народов моря». Греки нанесли концентрированный удар по племенам, являвшимся соплеменниками или союзниками «народов моря», поэтому с геополитической точки зрения Троянская война была исключительно на руку египтянам и семитам, от которых на тридцать с лишним лет была отведена угроза с севера. Более того, по-видимому, именно в этот промежуток времени евреи сумели заселить Палестину. На вопрос - почему Моисей сорок лет водил евреев по пустыне - мы бы теперь ответили так: «Он ждал начала Троянской войны». Второй поход «народов моря» был, по существу, ответной акцией на заселение евреями Ханаана. Пеласги-филистимляне двигались на юг уже вместе с семьями, чтобы восполнить число сородичей ханаанеев, противостоявших агрессии Египта и семитов.

В целом следует сказать, что война между арийско-праславянским севером и египетско-семитским югом была первыми проиграна. Произошло это, как мы старались показать, не без помощи хеттов и греков, стремившихся извлечь из этой ситуации собственную выгоду и тем самым поспособствовавших победе юга. Как те, так и другие сполна получили за это от северян. Северобалканские племена с огнем и мечом прошли по землям Греции, а мизы-мушки разгромили Хеттское царство. Ни страна Хатти, ни Микенская Греция после этого не смогли возродиться. Но это было слабым утешением для их противников, поскольку в результате Троянской войны перестала существовать и Средиземноморская Русь.

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора

Глава 2. «Древний» Египет тринадцатого века н.э. Рамзес II и Троянская война Мы расскажем здесь о знаменитой династии фараонов, якобы, XIII века до н.э. По счету египтологов она 19-я. Как мы обнаружили, история этой династии отражает в действительности реальную историю XIII века

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 4. ТРИНАДЦАТЫЙ ВЕК - ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА И ВОЗНИКНОВЕНИЕ РУСИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА 1. ПОЯВЛЕНИЕ РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ ГЕОГРАФИЧЕСКИ ОТДАЛЕННЫМИ ВЕТВЯМИ ХРИСТИАНСТВА В XIII веке ромейский имперский центр ослабевает. Хотя христианство по-прежнему остается единой

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

1. Грандиозная Троянская война как месть за Христа Русь-Орда организует Крестовые Походы на Царь-Град, и вскоре центр Империи переносится во Владимиро-Суздальскую Русь В 1185 году на горе Бейкос около Ероса распяли императора Андроника-Христа. Возмущенные провинции,

Из книги Троянская война в средневековье. Разбор откликов на наши исследования [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 1 Троянская война произошла в XIII веке н. э 1. Наложение Троянской войны якобы XIII века до н. э. на Готскую войну якобы VI века н. э. при сдвиге вверх на 1800 лет. Общая идея хронологических сдвигов Троянская война ХIII века н. э. была одним из крупнейших событий в истории

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

1. Грандиозная Троянская война как месть за Христа. Русь-Орда организует Крестовые Походы на Царь-Град, и вскоре центр Империи переносится во Владимиро-Суздальскую Русь В 1185 году на горе Бейкос около Ероса распяли императора Андроника-Христа. Возмущенные провинции,

Из книги Русско-Ордынская империя автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 2 «Древний» Египет XIII века н. э Рамзес II и Троянская война В этом разделе речь пойдет о знаменитой династии фараонов, правившей якобы в XIII веке до н. э. По счету египтологов она 19-я. Как мы обнаружили, история этой династии отражает в действительности реальную историю

Из книги Русь и Рим. Колонизация Америки Русью-Ордой в XV–XVI веках автора Носовский Глеб Владимирович

5. Тринадцатый век: грандиозная Троянская война как месть за Христа Русь-Орда организует Крестовые Походы на Царь-Град и вскоре центр Империи переносится во Владимиро-Суздальскую Русь Крестоносцы мстят за распятого Андроника-Христа.В 1185 году в Царь-Граде распяли

Из книги Скифская Русь. От Трои до Киева автора Абрашкин Анатолий Александрович

ГЛАВА 3 ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА И ПОХОДЫ «НАРОДОВ МОРЯ» Что-то здесь осиротело, Чей-то светоч отсиял, Чья-то радость отлетела, Кто-то пел - и замолчал. В. Соловьев. Мимо Троады На современных картах Турции, невдалеке от места впадения пролива Дарданеллы в Эгейское море есть

Из книги О чем на самом деле писал Шекспир. [От Гамлета-Христа до короля Лира-Ивана Грозного.] автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

9. Троянская война XIII века или война 1453 года, закончившаяся захватом Царь-Града Сначала мы обратимся к событиям XIII века новой эры. Напомним, что, согласно нашей реконструкции, суть дела такова. Произошла грандиозная война, состоявшая из нескольких сражений. С одной стороны

Из книги Народы моря автора Великовский Иммануил

Из книги Греческие мифы автора Бёрн Люсилла

ГЛАВА 3 ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА Была ли Троянская война в действительности? Интерес к истории Трои, проявляющийся людьми из поколения в поколение, объясняет бесчисленные усилия историков, археологов и романтичных энтузиастов установить исторические причины Троянской войны и

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

3. XIII век Грандиозная Троянская война как месть за Христа Русь-Орда организует крестовые походы на Царь-Град и вскоре центр империи переносится во Владимиро-Суздальскую Русь 3.1. Крестоносцы мстят за распятого Андроника-Христа В 1185 году в Царь-Граде (около Ероса) распяли

Из книги Книга 2. Меняем даты - меняется всё. [Новая хронология Греции и Библии. Математика вскрывает обман средневековых хронологов] автора

12.1. Война с сынами Вениамина - это Троянская = Готская война Эти события описаны в Книге Судей Израилевых (гл. 19–20).Двигаясь вверх по искусственно растянутой европейской средневековой истории, мы подошли к началу Священной Римской империи якобы X–XIII веков н. э. Согласно

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Троянская война, великое переселение балканско-эгейских народов на восток и крушение Хеттского царства Во второй половине XIII в. до н. э. балканские племена начали двигаться на юг, вторгаясь в Грецию и Малую Азию. Как видно из сравнения греческих исторических преданий с

Из книги Троянская война в средневековье. [Разбор откликов на наши исследования.] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

Глава 1 Троянская война произошла в XIII веке н. э 1. Наложение Троянской войны якобы XIII века до н. э. на Готскую войну якобы VI века н. э. при сдвиге вверх на 1800 лет Общая идея хронологических сдвигов Троянская война XIII века н. э. была одним из крупнейших событий в истории

На западе хеттам противостояла Аххиява - объединение ахейских племен, занимавших Пелопоннес, Македонию, Крит, острова Эгейского моря и Милет (Милаванду). Это объединение, традиционно называемое Микенской Грецией, было на исходе бронзового века третьей великой державой Восточного Средиземноморья.

С середины II тысячелетия до нашей эры микенские греки поддерживали тесные отношения с Троей. Правда, можно лишь в общих чертах представить себе, как складывались эти отношения до знаменитой Троянской войны. Археологи пока не отыскали городские архивы Микен. Гораздо лучше нам известны официальные документы хеттов. Вот и получается, что историю Микенской Греции - Аххиявы, как она именуется в хеттских сообщениях, - нам приходится изучать по текстам, найденным при раскопках Хаттусы.

В копиях писем, адресованных в Микены, хеттский царь всякий раз, даже жалуясь на набеги греков на берега Малой Азии, называет царя Аххиявы «своим братом», пусть это обращение и звучит формально. Такой титул ставит правителя Аххиявы вровень с египетским фараоном и самим царем хеттов. Судя по тому, что мы знаем, хетты и микенцы долго пребывали в переписке друг с другом. Были в их отношениях и напряженные моменты, были и более счастливые времена. Они то дружили, то враждовали. Однако отношения между собой поддерживали всегда.

К сожалению, письма самих микенских властителей, адресованные «хеттскому брату», до сих пор так и не найдены в архивах Хаттусы. Поэтому мы можем лишь по косвенным фактам реконструировать отношения между двумя странами.

В Микенах и других городах Греции найден, например, целый ряд глиняных табличек, где упомянуты выходцы из Малой Азии. Там не раз встречаются Tros (троянец), Troia (троянка), Aswiai (азиатки), Milatiai (женщины Милета) и другие.

Неизменно речь идет о чужеземцах, попавших в Аххияву. Там, где упомянуты женщины, это работницы, привезенные из Малой Азии. Все названия свидетельствуют о том, что жизнь микенских греков задолго до Троянской войны была тесно связана с Малой Азией, островами, лежащими у ее берегов, и Троей. Очевидно, греки не раз совершали разбойничьи походы, нападая на побережье Малой Азии и соседние острова и вывозя оттуда добычу- пленников.

Вот пример тому- письмо одного из пострадавших царьков могучему правителю хеттов Муваталли (оно датировано примерно 1300 годом до нашей эры). Он жалуется, что некий Пиямараду напал на его остров Лазбу (Лесбос) и увел оттуда ремесленников в Миллаванду (Милет) - своего рода форпост микенских греков в Малой Азии.

Впрочем, ясно и другое. В разбойничьи походы ради добычи рабов пускались и хетты. Для того времени это было привычным делом. Правда, согласно хеттским документам, эти походы ограничивались лишь оконечностью Малой Азии. Пока не обнаружено никаких упоминаний о женщинах, увезенных в рабство из Аххиявы, например, из Пилоса, Микен или «семивратных Фив». Наблюдается одностороннее наступление: с запада на восток, из Аххиявы в Малую Азию, но никак не наоборот.

В XIII веке до нашей эры эта экспансия- или, говоря старинным языком, грабительские набеги - стала обыденным явлением. Она напоминает натиск «северных разбойников» - норманнов - на Францию, Британию и Ирландию в IX веке нашей эры. Хеттские цари вначале взывают к благоразумию своих соседей, просят их прекратить набеги, сдержать своих «героев»-разбойников. Терпению хеттов приходит конец. Давние отношения надо разорвать.

И вот уже Тудхалия IV требует от своего «вассала» из сирийского государства Амурру не торговать с греками. В этом договоре, заключенном в 1220 году до нашей эры, хеттский царь отказывается даже упоминать правителя Аххиявы в традиционной формуле рядом с царями Египта, Вавилона, Ассирии. Этот жест означает не только недовольство политикой греков, но и настоящую вражду с ними. Вражда положила начало войне.

Ахейские мужи во тьме снаряжаю т коня ,

Зубчатыми пилами в стены вгрызаются крепко ,

Ни как не уляжется крови сухая возня ,

И нет для тебя ни названья , ни звука , ни слепка

(О. Мандельштам).

По мнению современных исследователей, целый ряд фактов доказывает, что историческая основа «Илиады» - поэмы Гомера о Троянской войне - не вызывает уже никакого сомнения. Микенские греки были тесно вовлечены в политические и военные события, разыгравшиеся в XIII веке до нашей эры в западной части Малой Азии.

В XIII веке небольшое государство Вилуса, - оно пребывало в зависимости от хеттов, - стало объектом постоянных атак со стороны микенских греков или их союзников.

Вилуса располагалась на северо-западе Малой Азии - там же, где лежала Троя, воспетая Гомером.

С лингвистической точки зрения название Wilusa (Вилуса) можно соотнести с греческим названием (W) llios (Илион). Это была Троя.

Вот первый сценарий прошлого. Что если самой Троянской войны не было никогда? Был лишь ряд грабительских набегов, разбойничьих походов или военных экспедиций. В памяти потомков эти события слились в одну долгую войну, длившуюся - почему бы нет? -десять лет кряду. Возможно, вместо одной большой войны был десяток походов, один из которых увенчался взятием и разрушением Вилусы-Илиона. Возможно, некоторыми из этих походов руководили племенные вожди, которых звали Одиссей, Ахилл, Аякс, Менелай, Агамемнон. Некоторые ученые полагают, что гомеровский эпос описывает события, протекавшие на протяжении ста с лишним лет.

В памяти рапсодов и аэдов - странствующих певцов, что разносили по городам и весям рассказы о славном прошлом,- эти события слились воедино. И «Илиада», возможно, начиналась с разрозненных песен, своего рода саг, воспевавших походы отдельных героев к берегам Малой Азии. Очевидно, поэме предшествовал цикл героических песен наподобие французских средневековых сказаний о Карле Великом или былин о киевских богатырях.

Можно добавить, что возвращение домой после удачного похода тоже было сопряжено с риском. Ахейцы - эти норманны античности - подчас скитались по всему Средиземному морю, сталкиваясь с дикими племенами, населявшими отдельные острова и побережья. Из рассказов про эти приключения сложилось историческое ядро «Одиссеи» - другой великой поэмы Гомера, все еще принимаемой за сказочный вымысел.

Впрочем, не менее велика вероятность, что за цветистой канвой «Илиады» скрывается не множество «булавочных уколов», а один великий поход. Вот другой возможный сценарий и доводы в защиту Гомера.

Археологические находки доказывают, что во второй половине XIII века до нашей эры в Милете произошла смена власти: город захватили ставленники хеттов. До сих пор именно из Милета, или Миллаванды, ахейцы вмешивались в события, протекавшие в Хеттской державе, поддерживали ее врагов и мятежных вассалов и даже предпринимали военные походы. Очевидно, царь Тудхалия IV решил искоренить этот очаг опасности, находившийся почти на границе с Хеттской державой. Вероятно, именно тогда на одном из горных перевалов близ Милета была оставлена хеттская надпись, найденная археологами летом 2000 года. В древности подобные наскальные надписи служили сигналом всем сопредельным странам: «Здесь правят хетты». Итак, другой сценарий развивается в более привычном нам русле. Ближе к концу II тысячелетия до нашей эры греки усилили натиск на восточную часть Средиземноморья. В XV веке они нападают на Крит. Этот царственный остров теряет статус великой морской державы. Под влияние греков подпадают и союзники критян в Малой Азии. С этого времени микенские греки надежно обосновались в Милете. Отсюда они пытаются расширить свою область влияния. Они наносят удары по окраинам Хеттской державы, ведь в ту пору в зависимости от хеттов пребывает не только почти вся Малая Азия, но и острова, лежащие у ее побережья. Однако этот натиск окончился ответным ударом хеттов. Аххиява потеряла свой форпост в Малой Азии - Милет. Ее правитель не мог смириться с неудачей. Вот уже несколько столетий греков очень интересовала «житница Малой Азии».

Сам Милет - со стратегической точки зрения - был довольно уязвим. Поэтому греки попытались завоевать плацдарм в другой части полуострова, а именно - в Трое. Этот богатый, цветущий город давно привлекал их внимание. Они устремились в поход.

Навстречу им, возможно, двинулась армия хеттов. Пришло время греку Ахиллу сразиться с хеттом Гектором? Быть может, греко-троянская война, на самом деле была греко-хеттской войной? Ответ могут дать новые археологические раскопки. Историки же отмечают несколько любопытных стихов «Одиссеи»:

«Так , Эврипила , Телефова сына , губительной медью Он (Неоптолем . - Авт .) ниспроверг , и кругом молодого вождя все кетейцы пали его» (XI , 519 - 521).

В этих стихах «кетейцы» - хетты, а их вождь Эврипил, сын Телепину («Телефа»), чье имя было распространено среди хеттов, и Астиохи, сестры троянского царя Приама. Итак, эти строки означают, что племянник царя Трои командовал армией хеттов и погиб, защищая город. Кому ж доверить эту армию, как не хетту? Кто ж тогда его дядя, Приам? Хетт или местный царек, породнившийся с хеттами через сестру.

Ранние греки

Около 1600 г. МИНОЙЦЫ КРИТА.

Их высокоразвитая и артистическая цивилизация распространялась на Южную Грецию и большинство островов Эгейского моря.

Шлем из кабаньих клыков.
XIII век до Р.Х.

ОСНОВНУЮ территорию будущей Эллады населяли в то время племена пеластов, родственные фракийцам северо-востока Балкан, носители одного из индоевропейских языков. Преобладающую часть населения Крита составляли «минойцы» (это утвердившееся в современном антиковедении условное название, как и термин «минойская культура», произведено от имени царя Миноса, главного героя древнекритских сказаний).

Возникновение на Крите первых государств относится к началу II тысячелетия. Период процветания минойской цивилизации продолжался до середины XV в. За это время остров покрылся сетью мощеных дорог со сторожевыми пунктами.

В административной системе Минойской державы решающая роль отводилась членам правящего дома, выступавшим в качестве военачальников и наместников в критских городах и заморских владениях.

Критяне обладали развитой промышленностью, вели морскую торговлю с Египтом, Малой Азией и островами восточной части Средиземного моря. Для охранения своей торговли от широкораспространенного в то время пиратства они держали военные суда. Несомненно, основы кораблестроения они заимствовали от Египта, но, будучи богаты лесом, строили свои суда по финикийскому образцу - состоящими из киля, набора и обшивки. Суда были гребные, с парусом египетского типа.

Около 1400 г. ПАДЕНИЕ КРИТА.

Остров был опустошен вторжением с материка; возможно, частью мигрирующих ахейцев (индоевропейцев) из Центральной Европы.

В РЯДЕ источников указывается на вулканическую катастрофу, которая неожиданно подорвала могущество Минойской державы, за которой последовало вторжение на Крит других народов.

Около 1400-1200 гг. АХЕЙЦЫ ВЫХОДЯТ В МОРЕ.

Под давлением со стороны последующих волн миграции ахейцы вместе с другими средиземноморскими народами породили то самое движение «народов моря», которое так серьезно повлияло на средиземноморское побережье Ближнего Востока.

Древняя Греция: 1 - шлем с лицевыми пластинами, закрывающими почти все лицо, с отверстием для дыхания и речи; 2 - воин-всадник, вооруженный копьем и мечом на перевязи через грудь. Он защищен шлемом, военным плащом и кожаной кирасой. Конь воина не имеет ни седла, ни подков, ни иного другого облачения или защиты; 3 - воин в короткой тунике без рукавов, с копьем и мечом; 4 - лучник; 5 - воин в кирасе, усиленной металлическими полосками; на перевязи через грудь - металлический меч в ножнах; 6-8 образцы шлемов

Полулегендарный рассказ об этой войне, переданный потомству Гомером, может считаться началом истории Греции. Поход греков-ахейцев против города Трои (Илион)- столицы небольшого, но очень стратегически важного царства лувийских и франко-фригийских племён, лежавшегоу входа в Дарданеллы на полуострове Малая Азия - Троаде. После длительной и упорной осады, частично описанной в "Илиаде" Гомера, город был взят, подвергнут разграблеию и разрушен.

1100-600 гг. ОБЪЕДИНЕНИЕ ГРЕЦИИ.

Различные народы, мигрировавшие в Грецию, на острова Эгейского моря и западный берег Малой Азии, постепенно образовали относительно однородный известный истории греческий народ. Однако, несмотря на всю их культурную однородность, горная, островная и полуостровная география Греции обусловила ее политическое дробление на множество крохотных, независимых, энергичных государств. Немало энергии греков было поглощено процессом великой колонизации, в каком-то смысле являвшимся продолжением миграционных побуждений, которые вначале привели их в Грецию. Кроме любви к странствиям ими двигали здесь интересы торговли и демографическое давление, вызванное быстрым ростом населения. Эта колонизация имела важные военные последствия: во-первых, греки стали морским народом; во-вторых, предприимчивые греки находили широкие возможности для поддержания высокого стандарта боевой сноровки за морями; и, в-третьих, из опыта сражений и наблюдений греки многое узнали о силе и слабости варваров и цивилизованных народов Средиземноморья и Ближнего Востока.

Спарта. 1000-600 гг. до Р.Х.

Около 1000 г. ОСНОВАНИЕ СПАРТЫ.

Раннее военное становление этого маленького города, расположенного посреди Пелопоннесского полуострова, было неотличимо от других греческих городов во внутренней чсти страны.

СПАРТА (Лакония, Лакедемон) - одно из самых известных и могущественных городов-государств Древней Греции, славное своей армией, никогда не отступавшей перед врагом. Идеальный полис, Спарта была государством, которое не знало смут и гражданских распрей и играло ведущую роль в политической жизни греческого государства.

В этой удивительной стране не было ни богатых, ни бедных, поэтому спартанцы называли себя «общиной равных». Хотя о грозной Спарте знали во всех уголках Древней Греции, мало кто мог похвастаться, что бывал на земле Лакедемона и хорошо знает жизнь и обычаи этой страны. Спартанцы окутали свое государство покровом тайны, не разрешая ни чужеземцам приезжать к ним, ни своим гражданам покидать рубежи общины. Даже купцы не приезжали в Спарту - спартанцы ничего не покупали и ничего не продавали.

Около 700 г. ЗАВЕЩАНИЕ ЛИКУРГА.

При этом полулегендарном лидере Спарта стала и навсегда осталась полностью военизированным обществом, постоянно поддерживаемым в боевой готовности. С ранних лет гражданин Спарты имел в жизни лишь одну цель - воинскую службу. Государство было армией, и армия была государством. Следствием этого явилось появление лучше обученных солдат в Греции и, возможно, лучшей на всем протяжении мировой истории - для своих размеров и времени - маленькой армии. По своей структуре, вооружению тактике спартанская армия незначительно отличалась от армий других греческих городов-государств; её составляли преимущественно пехотинцы-копьеносцы в защитном вооружении, набираемые из свободнорожденных граждан высшего и среднего классов. Принципиальными отличиями были более совершенное индивидуальное воинское мастерство, значительно более высокая организация, более строгий порядок, маневренность отдельных соединений и железная дисциплина, прославившая спартанцев на всю Грецию.

Около 700-680 гг. ПЕРВАЯ МЕССЕНСКАЯ ВОЙНА.

Спарта завоевала богатую Мессенскую долину и стала господствующим государством в Южном Пелопоннесе.

Около 640-620 гг. ВТОРАЯ МЕССЕНСКАЯ ВОЙНА.

После продолжительной борьбы Спарта вновь захватила Мессенскую долину и обратила в рабство выживших жителей.

ЭТО БЫЛИ освободительные войны Мессении против Спарты. Во время первой Мессенской войны спартанцы, имевшие лучшую военную организацию, захватили восточную часть и южное побережье Мессении. Побежденные должны были отдавать Спарте половину урожая. Второй Мессенской войной называют восстание мессенян под руководством Аристомена против господства Спарты. Восставшие заключили союз с некоторыми городами Аркадии и нанесли спартанцам ряд оражений. Чтобы подавить восстание, Спарта вынуждена была просить помощи у других греческих полисов. В ходе длительной войны Спарте удалось разбить мессенян, которые были превращены в бесправных членов спартанской общины - илотов. Часть мессенян переселилась на остров Сицилия, где захватила город Занклой, переименованный позднее в Мессану (нынешняя Мессина).